Современная практика православного благочестия

Глава 33

Труд житейский

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.

Кол. 3, 23

Бог ненавидит леность.

Прп. Варсонофий Великий

Лень — мать всех пороков.

Афоризм

Как пишет пастырь о. Иоанн С:

«Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их».

«Не трудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет духовно», — писал старец о. Алексий М.

Однако сам факт наличия у человека труда еще не есть то, что вменяется в заслугу человека. Духовным достижением является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей христианина.

Прп. Варсонофий Великий пишет:

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и вменяется ни во что. Писание говорит: "Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя"(Пс. 24, 18). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели».

Как говорил один пастырь:

«Господь смотрит на наше внутреннее, и, как бы ни скромна была наша деятельность, — исполнение наших обязанностей важнейшее и надежнейшее средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит — что мы делаем, но — как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности».

Всю нашу житейскую работу можно подразделить на два вида:

1) Регулярная работа ради поддержания своего существования — служба, ремесло и всякий производительный труд.

2) Различные житейские личные дела как вне дома, так и выполнение домашних дел по обслуживанию себя и своей семьи.

Как для главы семьи, так и для всякого здорового одинокого человека первый вид труда — по поддержанию своего существования — строго обязателен. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — говорит ап. Павел (2 Фес. 3, 10).

Для этого вида труда, как и для всякого занятия христианина, приложимо правило, изложенное выше — все делать «от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23), тщательно и добросовестно.