Статьи, беседы, проповеди, письма

А мы так смешали нашу жизнь с мирскою жизнью, что если человек не скажет сам, что он верующий христианин, со стороны не узнаешь.

Мы ропщем, что дети отходят от Церкви. Но не сами ли мы тому виной? Разве не видят они, что родители их, придя из Церкви, живут как все неверующие люди?

А если Церковь не перерождает человека, разве не правы они, что значение её для этих людей ничем не отличается от театров, кинематографов, концертов, где праздно проводят время…

Боже, милостив буди нам грешным.

Но разве мы покаялись? Разве после всех испытаний мы вернулись к исполнению церковных правил? Разве они не нарушаются нами, как и прежде? Разве не идёт церковная жизнь по–прежнему, как будто бы ничего не случилось?

Так за что же Господь будет милостив к нам? Разве мы стали ревностней в молитве? Разве не оставляем мы для неё по–прежнему лишь то время, которое нам некуда девать? Разве стала молитва главным делом нашей жизни?

Так за что же Господь помилует нас? Разве мы отрешились от жизни мирской? Разве сами мы не те, кто, называясь"братом", называясь"христианином", на самом деле блудники, лихоимцы, пьяницы, хищники? Как же будем просить у Бога милости?

О, мы твёрдо запомнили, что Бог милосерд! Но совершенно забыли, что Он праведный Судья! Мы знаем все слова любви, сказанные в Евангелии, но не хотим знать Его слов обличения.

Мы говорили о снисхождении — и снисхождением довели Церковь до страшных потрясений. Теперь Господь призывает нас к строгости.

Мы, пастыри, будем строги к своей пастве, пусть архипастыри будут строги к нам, пастырям, и пусть каждый будет строг к самому себе, дабы не тщетно взывать нам:"Боже, милостив буди нам грешным".

Аминь.

15 февраля 1925 г.

Неделя о блудном сыне

В церкви св. Панкратия за Литургией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В евангельском чтении вы слышали сегодня притчу о блудном сыне. Эта притча о нас с вами.

О Господи, если бы вся она была о нас!

Но вспомним слова Спасителя.

У одного человека было два сына. Младший сказал:"Дай мне следующую мне часть имения". Отец разделил им имение. Младший сын взял всё и ушёл в дальнюю страну.

Это про нас. Это мы ушли в дальнюю страну от Отца Небесного.

Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно.

Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью.

И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи.

Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей"рожками" — низменными, животными страстями.

А дальше — уже не про нас. Дальше уже про немногих

"Придя же в себя, сказал…"

Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние?