Статьи, беседы, проповеди, письма

3. Владыко… преклонивый небеса…

4. Владыко… призывая праведники во святыню…

5. Боже, Иже пророком Твоим Нафаном…

6. Владыко… Иже ключи Царствия Твоего Петру…

7. Господи… Иже от грех помощь еси…

8. Владыко… Иже Своих ради щедрот послав Единородного Сына…

9. Владыко… мене худого и непотребного…

10. Да и аз пред Очими Твоима…

11. Молитва, приписываемая Михаилу Аскалону.

13. Господи… исповедавшуся Тебе рабу Твоему…

12. Господи, Иисусе Христе… Агнче и Пастырю…

14. Господь Премилостивый да ущедрит тя…

15. Молитва, приписываемая св. Евстратию.

16. Владыко… Иже Апостола Петра столпа Церкви показав…

17. Боже страшный… послав Единороднаго Сына…

18. Владыко… сподобивыйся снити…

19. Владыко… Иже вольною страстию союз растерзав…

20. Господи, Иже нас ради вочеловечшася…

21. Молитва от скверны.

22. Владыко… один имеяй власть отпущати…

23. Владыко… пришедый ко Св. Апостолам дверям затворенным…

24. Владыко… сотворивый от небытия всяческая…

25. Владыко… Апостолам заповедывай отпущати…

26. Владыко, благости бездна…

Таким образом, 26 молитв, по одной и по нескольку, в разных комбинациях, имели значение разрешительной формулы.

К этому времени сложились и определённые вопросы, предусмотренные исповедным уставом, а также"поновления", или перечни грехов от лица кающегося.

Вопросные статьи в первоначальных уставах были развиты мало. Только в XVII веке они получили быстрое и полное своё развитие.

Вопросы делились не только на две большие группы — на вопросы мужчинам и вопросы женщинам, — но были и более частные разделения: вопросы епископам, священникам, монахам, монахиням, диаконам.

"Поновления", т. е. механический перечень грехов от лица кающегося, также пользовались на Руси широкой практикой, но не заменяли собою исповеди, основанной на вопросах, а были лишь приготовлением к такой исповеди."Замена"исповеди"поновлением"если и делалась, то по невежеству.

По этому поводу проф. Алмазов говорит:"В древнерусской практике исповедь кающегося, если и совершалась иногда через механическое чтение поновления, то это могло допускаться разве только невежественными духовниками, не понимавшими существа и внутреннего смысла исповеди; рукописные же русские исповедные чины в существе дела никогда не предписывали такого метода совершения исповеди… Исповедь совершалась в практике древнерусской Церкви путём вопросов со стороны духовника и ответов со стороны исповедника, причём почти всегда сопровождалась чтением особой покаянной статьи, которой усвоено название"поновления".

Первое печатное издание чинопоследования исповеди относится к 1606 году. Это так называемое Острожское издание. В 1618 году, вышло издание Виленского требника, здесь чинопоследование исповеди в значительной степени переработано.

В этом чине перед исповедью читается только одна молитва, увещевания перед исповедью не положено, вопросы признаются обязательными, но форма их предоставляется духовнику, а разрешительная молитва устанавливается та, которая читается и ныне.

Этот устав положен в основу устава, изданного как официальная книга митрополитом Киевским Петром Могилой, и перепечатывался затемв 1668,1б95 и 1719 гг.

В 1620 году был издан тот самый епитимийный номоканон, который и прилагается теперь при Большом требнике. Это издание тоже повторялось в 1624, 1629 и 1646 годах и было принято всею Северо–Восточною Русью.

В 1658 году был напечатан Никоновский требник. Он ввёл в чин исповеди некоторые изменения чисто внешнего характера.