On the Assurance of Salvation

И грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:17). В отношении Бога к верующим, пребывающим во Христе, полностью отсутствует всякий гнев и отвержение, ибо всю тяжесть нашего отвержения уже понес за нас Господь Иисус (Мк. 15:34).

Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис. 54:9-10).

Обращаясь к Богу через Христа, мы всегда можем быть уверены, что нас ожидает милость, а не гнев, утешение, а не упреки (см., например, Лк. 15:22).

Читатель может возразить: как же Апостол Иоанн говорит, что Если исповедуем (перед Ним) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9)?

Ведь это можно понимать таким образом, что мы будем прощены только тогда, когда исповедуем грехи наши. Как же совместить это с тем, что все наши грехи уже прощены?

Если бы грехи прощались нам только при условии, что мы их исповедуем, мы бы умерли во грехах наших, так как никто не в состоянии вспомнить и исповедовать все свои грехи. Как говорит об этом псалмопевец: Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18:13). Нередко христианин совершает нечто недолжное, не отдавая себе отчета в том, что это грех: например, впадает в ненависть и гордыню, думая, что отстаивает при этом правую веру; поощряет грех, думая, что проявляет милосердие; поступает бессердечно и жестоко, думая, что проявляет нравственную принципиальность. Наше положение было бы совершенно безнадежно, если бы нам прощались только те грехи, которые мы в состоянии осознать и исповедовать.

Слова Писания о полном и абсолютном прощении всех грехов относятся к тому, как Бог принимает нас в общение с Собою, слова об исповедании — о том, какие обязательства налагает на нас это общение. Послание Иоанна во многом посвящено нашим обязательствам как детей Божиих (1 Ин. 3:2-3). Одно из этих обязательств — принимать обличение Божие, когда Он тем или иным способом указывает нам на совершенный нами грех, и исповедовать этот грех перед Ним, признавая нашу потребность в прощении. Здесь, насколько я понимаю, речь идет не о прекращении негодования Его на нас, но о процессе нравственного очищения, через который Господь нас проводит, указывая нам на еще присутствующий в нашей жизни грех и побуждая нас исповедовать его перед Ним. Как Господь говорит: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2).

Этот процесс очищения не только не ставит под вопрос нашу принадлежность Господу, но и прямо ее подтверждает. Непрестанное покаяние, в котором пребывает христианин, связано не с давящим страхом быть осужденным и отвергнутым (Рим. 8:15), а с ревностным стремлением к христианскому совершенству (Флп. 3:13-14). Иоанн также говорит, что покаяние связано с надеждой, а не со страхом (1 Ин. 3:3). Вы можете обличать Вашего ребенка и требовать от него покаяния в его проступках, но это не значит, что Вы собираетесь выгнать его из дому. Уверенность в прощении, на самом деле, является предварительным условием покаяния, как говорит св. Амвросий: Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении (О покаянии, гл.1).

Вспомним также о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Простил ли отец сына на основании того, что он вернулся, или он смог вернуться потому, что отец его уже простил?

Не приведет ли такое понимание к тому, что христианин станет пребывать в нераскаянии? Нет. Бог не даст тем, кто доверился Ему, пребывать в состоянии осознанного противления: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего... свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои"; и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:3-5).

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3:19).

Более мягко или более сурово, но Бог возвратит Свое дитя на путь спасения.

Поэтому не только когда совершается покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необходимо милосердие Божие. Иначе Апостол не говорил бы о некоторых: "не даст ли им Бог покаяния" (2 Тим. 2:25). И когда Петр горько заплакал, перед этим, как говорит евангелист, "Взглянул на него Господь" (Лк 22:61) (бл. Августин. Энхиридион, гл.82).