House Church

The daily cycle creates the basic structure of the divine service and consists of Vespers, Compline, Midnight Office, Matins, the First, Third, Sixth, Ninth Hours and the Liturgy. In parish churches, all these services are not served every day. In ancient times, there were holy monasteries of the sleepless, where divine services and prayers were performed continuously. Some monks went to rest or to household obediences, while others went to pray in churches, prayer for the whole world and the salvation of all went on in the monastery unceasingly.

The usual services of modern church practice are Vespers, Matins, the First, Third, Sixth Hour, and Liturgy. They consist of the main prayers and of prayers, hymns and readings of the day, depending on its position in the weekly, eight-voice and both annual cycles. The annual fixed cycle includes prayers dedicated to feasts and saints honored on certain days of the year. They are written in a book called the Menaion. Prayers and services of the movable circle are associated with feasts that fall on different dates in different years. They are contained in books called the Lenten and Colored Triodions; the first contains the services of Great Lent and the weeks of preparation for it, the second contains the services from Pascha to Trinity.

Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение — по–церковнославянски неделя — посвящено воскресению Христову; понедельник — бесплотным силам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница — Кресту и Страданиям Христовым; четверг — апостолам и святителю Николаю; суббота — всем святым и молению за умерших.

Чтобы не было однообразия недель, дневные службы — точнее, дневные песнопения — группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам — гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , или «Осьмогласник».

Конечно, мирянину в своем домашнем, семейном богослужении соблюдать все многоцветие церковного богослужения, предусмотренного уставом и церковной практикой, практически невозможно. Однако в той или иной мере приближаться к этому идеалу вполне доступно даже с тем количеством пособий, которые имеются.

Схемы богослужения и пособия

Церковь никогда не считала, что полное единообразие в обрядах и молитвах является непременным условием единства. Поэтому и нет единого устава Православной церкви, о чем часто забывают «строгие» уставщики. Два основных варианта «Типикона» — книги, регламентирующей наше богослужение, называются по месту своего происхождения: «Уставом Лавры св. Саввы» и «Уставом Великой церкви». Первый еще называется «Изображением последования во Иерусалиме святой Лавры» или сокращенно «Иерусалимским уставом», а также «Славянским», ибо получил распространение в славянских землях. Второй представляет собой слегка видоизмененный устав Студийского монастыря и применялся в храме св. Софии; иногда он называется греческим.

Уставы закрепили общую структуру и идею богослужений. Они детализировали эту структуру согласно. условиям того или иного монастыря. Стремление соблюдать во всех деталях устав приводило ко многим нестроениям богослужебной практики средневековой Руси.

В полной форме уставы Студийский и Иерусалимский нигде сейчас практически не исполняются. Однажды, еще перед революцией, когда в Киевской духовной академии собрались служить всенощную полно по уставу, то пришлось готовиться к этому год, а сама служба заняла 7.5 часов.

Мы не можем здесь останавливаться на истории богослужебных уставов и правил [136]. Важно подчеркнуть, что основной строй (закон) церковного богослужения составляет святое церковное Предание. Оно преемственно идет к нам от первых веков, и его никто не волен отменять. «Вся же благообразно и по чину да бывает» (1 Кор 14:40).

Богослужебных книг много: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея месячная (в 12 томах), Минея Праздничная, Минея Общая, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологион, Типикон, Требник и др. Многие из них частично повторяют друг друга. Так, из Миней месячных извлечены молитвословия непереходящих Праздников, так что Минею Праздничную составляют молитвословия непереходящих двунадесятых праздников, Богородичных празднииков и служб наиболее чтимым святым. Минея Общая рассчитана на случай, если нет службы тому или иному святому или нет Минеи месячной. Поэтому службы в ней приводятся не конкретному святому, а общие святым, например, «Служба апостолу», «Служба мученику», «Служба мученикам» и т. д. Минеи Праздничная и Общая составлялись для храмов, не имеющих месячной Минеи.

Чиновник предназначен только для архиерейского богослужения, Служебник и Требник — только для священнослужителей: иереев и диаконов.

Даже не имея ни одной из перечисленных книг, не надо отказываться от желания совершать домашнее богослужение. Имеется много изданий отдельных церковных служб, богослужебных сборников и т. д. Многие церковные песнопения приведены в различных молитвенниках, в частности в «Православном молитвослове», изданном Московской Патриархией, и в церковных календарях. Как пособие, годное и для домашнего богослужения, можно использовать 1–й том «Настольной книги священнослужителя», из которого можно сделать необходимые выписки. Для мирянина удобнее и доступнее сборник «Всенощное бдение. Литургия», неоднократно переиздававшийся в ряде епархий.

На основании имеющихся и полученных на время книг следует создавать личные или семейные богослужебные пособия .