«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, заняв для странницы 5 рублей и отдав ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано — для милостыни занимать деньги, и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение — для тебя или для других. Я, кажется, тебе писал слово и совет Пимена Великого, что монах не солжет, если откажет просящему, что нет у него, когда не имеет излишнего, сверх своей потребности; а иначе он должен со смущением добывать себе то, что неразсудно отдал другому. Твое положение требует великой осмотрительности и здравого обсуждения.

260. КОРЕНЬ ХУЛЫ - ГОРДОСТЬ

На последнее твое письмо вкратце отвечаю, что состояние, о котором спрашиваешь, не подлежит сомнению, потому что имя Господа Иисуса впереди других наименований Божественных произносится. А только вещь весьма сомнительная та, что ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: "Корень хулы есть гордость". Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божии подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу (Пс. 118: 96): широка заповедь Твоя зело. Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и апостол: вси согрешиша, и туне оправдаеми благодатию Христовою. Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Григория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повторяй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы.

Еще писала ты, что приходил какой-то человек, от которого слышался смрад и зловоние, и после возстала на тебя сильная брань, а ты его неосторожно пустила в свою келью; и спрашиваешь меня, кто это такой? Просто человек, одержимый различными страстями, но, думаю, подосланный к тебе подущением вражием. Ты испытала эту брань; а сестра N. испытала сильную и долгую брань после того, как мирская женщина посидела на ее кровати. Вперед обе будьте осторожны в приеме мирских людей, презирая все благовидные к тому предлоги, как я говорил тебе и лично! "Время всякой вещи", — говорит премудрый Сирах. Время принимать людей и время не принимать.

Святые отцы научают предизбирающего молитву другим деланиям, что такой должен оставить и обычную дружбу прежних своих посетителей, а иначе не может иметь успеха в своем делании, оставляя беседу с Богом и беседуя с людьми о вещах и предметах суетных, а иногда и неполезных, и зловредных. Не вотще апостол и святой Лествичник глаголют единое слово: разумели да разумеет.

О чтении отеческих книг не заботься, когда внутреннее чувство к тому не преклоняется. Глаголет некто: стяжи Бога в себе, и не востребуеши книги.

261. С ДЕВУШКОЙ ПОГОВОРИ СПЕРВА В ЦЕРКВИ

...С девушкой, о которой спрашиваешь меня, можешь сперва поговорить в церкви, после службы; если, расспросив ее, увидишь, что она живет по Бозе и по совести, и основательная девушка, то можешь принять ее и в келье, что бы ни было. Если же увидишь в ней неосновательность, то не следует ее принимать.

262. ДЕВУШКЕ ДАВАЙ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ КНИГИ И ИЗБЕГАЙ СПОРОВ

...Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей авву Дорофея, а потом Марка Подвижника. Принимать же можешь с условием, только не говори, что если будет тебя слушать. А говори так: "Если хочешь принимать отеческое учение, то можешь приходить", а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой безполезны...

Еще о ходящей к тебе девице. В обращении с нею держись опытного святоотеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо; если же сил твоих недостанет, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с нею расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воздерживаясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Священного Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит (1 Кор. 11: 16): Аще кто хощет спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия. Мир тебе.

263. ОТ СПОРЛИВОГО ХАРАКТЕРА ТОЛКУ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕ ЖДИ

...Когда ты меня спрашивала об известной девице, то о матери ее не написала мне ни слова, что тоже просится к тебе, между тем, если бы прежде написала мне то, что пишешь теперь, то дело было бы яснее. Впрочем, и не зная еще всех обстоятельств, я тебе писал, чтобы с этою девицею поговорить сперва в церкви, чтобы узнать ее; и весь смысл моих писем более клонился к тому, чтобы ее в келье не принимать. Теперь же, так как обнаружилась путаница от матери, оказывается, что тебе не следует принимать к себе ни матери, ни дочери; если же мать будет наговаривать на тебя матушке игумении, то нужно тебе это потерпеть: пусть будет, что будет, и что Бог даст. Пишешь, что тебе жаль самую девицу, потому что она "жаждет спасения"; но со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе; а если дело затянется, то после труднее бывает развязаться. Пусть эта девица читает авву Дорофея; и если желает, то, как учит этот преподобный и богоносный отец, того пусть и держится.

264. В ОПТИНУ ДЕВИЦЕ МОЖНО ПРИЕХАТЬ, А В СВОЮ КЕЛЬЮ НЕ ПОМЕЩАЙ