«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ревнуя о молитве, почаще прочитывай "Семь слов Макария Египетского", по прежним переводам. Там ты увидишь и узнаешь, что молитва без любви и смирения и терпения не прочна. Хотя во время и подаются молитвенные действия, но, по недостатку любви и смирения и терпения, скоро отнимаются.

304. СТРАСТИ В НАС ДЛЯ НАШЕГО СМИРЕНИЯ. ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ О ДАРОВАНИИ "ОКА БЛАГОГО". ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЯ. О РАЗГОВОРЕ В ЦЕРКВИ И КАК ПРЕКРАТИТЬ ЕГО

Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Сирин в 58-м слове пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святитель Иоанн Богослов пишет в Первом послании: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи нашя, верен есть и праведен, да оставит нам грехи нашя и очистит нас от всякия неправды (1 Ин. 1: 8-9).

В прежнем письме еще писала, что многие обращаются с тобою по политике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотой, подражая святому Давиду, который о себе говорит: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Чтобы стяжать такое спасительное непознание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благoe, о котором в Священном Писании сказано: око благо не узрит лукава. В числе девяти плодов духа полагается благость, то есть снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, то есть за слабость нашу и за грешные немощи наши, все мы находимся под запрещением Божиим. Не похвалится всяка плоть пред Богом.

В последнем письме пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: "Держи ум горе, и твори неослабную молитву, — все пройдет". Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное.

Еще писала ты, что видела сон, в котором представлялось тебе, что будто бы ты находишься на Афонской Горе; и нарвала целый букет благоуханных розовых цветов. Под такими цветами можно разуметь святоотеческие писания тех преподобных мужей, которые, живя на Афоне и в других местах, делом исполнили Божественные заповеди и словеса, и по любви духовной к нам оставили свои спасительные наставления, чтобы и мы, слабые, черпали из них и собирали как благовонные цветы, и услаждали оными духовную свою гортань от горести, еюже сопротивник наш нас напои. Виденный тобой в сновидении юный монах, вышедший из одного Афонского храма, может означать твоего Ангела Хранителя. Поэтому и слова, сказанные им: "Здесь гуляй, но знай, — не смей заниматься суетными помыслами мира сего, твори молитву в уме", должно помнить и не забывать, и самым делом исполнять. Гора Афон называется жребием Божией Матери. Поэтому виденный тобою сон может означать также и то, что ежели ты желаешь причисленной быть к жребию Божией Матери, то должна подражать жизни и правилам получивших спасение на Горе Афонской, под покровом Божией Матери, как показывают и самые слова, сказанные тебе вышедшим из Афонского храма: "Здесь гуляй, и не смей заниматься суетными помыслами, твори молитву в уме". Также можно прибавить и во время псалмопения, и в других читаемых молитвах.

Объясняешь еще, что ты, побеждаясь немощью человеческой, в церкви разговариваешь с любимой тобой монахиней, которая и тебя любит. Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров, и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден.

305. ОБЪЯСНЕНИЕ СНОВИДЕНИЯ

Два письма твои получил. В первом, от 28 ноября, пишешь, что ты видела себя в храме пред Крестом Христовым большого размера. На груди у тебя была икона Божией Матери, похожая на Владимирскую, и ты стояла в мантии, босыми и слабыми ногами, а поклонившись Кресту, и уже легкой поступью, пошла на правую сторону. Спрашиваешь, что это значит. Во-первых, может означать то, что мы, по слову апостольскому, должны всегда носить Христа в душе своей, как пишет он: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2: 2). Во-вторых, всем внутренним расположением и усердной молитвой всегда должны прибегать к заступлению Царицы Небесной, как первой и главной Ходатаице о нас пред Сыном Своим и Богом. В-третьих, что ты стояла в мантии, босыми и слабыми ногами, а поклонившись Кресту пошла легкой поступью на правую сторону, — может означать то, что недостаточно изуть сапоги земного пристрастия, но потребно приобрести духовную обувь, в которую обутые могут безвредно наступать на змею и скорпию и на всю силу вражию. В чем состоит эта духовная обувь, апостол свидетельствует, глаголя: обувше нозе во уготование благовествования мира. А еще прежде пророк Давид написал: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. Если нас смущает и малое немирство на кого-либо, или соблазняемся чем-либо в некоторых, то этим показывается, что мы еще не приобрели означенной духовной обуви и, кроме того, еще не любим закона Божия как следует. Выражение — гадко мне видеть теперь низкие поклоны моих ненавистниц, смешны их гримасы и негодование — показывает оскудение в нас духовной любви, которая все покрывает, всем оказывает милость и снисхождение в их недостатках. Стяжавшие духовную обувь твердо помнят апостольское слово: радуйтеся, егда впадаете во искушения различна, также и слово Евангельское: Блажени есте, егда поносят вам. К сему приложим: Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их состояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и оттого выходила неприятность и скорбь, или попущалось искушение за их грехи, или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать.

306. ЖИВЯ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ, ОТЛИЧАЙСЯ ОТ НИХ НЕ НАРУЖНО, А СМИРЕНИЕМ

Пишешь, что ты стала равнодушнее к окружающим тебя неприятностям и пренебрежению других, а между прочим прибавляешь, что крайне обидно бывает, когда слышишь, что самые, по-видимому, и расположенные к тебе, тайно вооружали против тебя самую твою родительницу.

Обидное с равнодушным не вполне сходится. Что делать, когда мы еще несовершенны, а некако еще немоществуем. Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно помнить и не забывать, как уже тебе было писано, что исконный искуситель возмущает одних против других, и особенно против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно постороннее обращение, хотя бы с пренебрежением.

Пишешь, что твой Ангел Хранитель, в лице моем, в каком-то храме, подводил тебя к ликам древних преподобных и, заставив к ним приложиться, сказал: "Подражай им, но иди тише по стопам их, чтоб не знали другие". Святой Иоанн Лествичник пишет: "Живя обще с другими, не отличайся от них наружно, а только отличайся одним смирением".

И святой Исаак Сирин, в слове 56-м, на стр. 316, пишет: "Добрее есть вознепщеванну быти тебе невежде, за малость разума твоего к прекословию, а не от премудрых, за безстудие. Обнищай за смирение, а не бывай богат за безстудие. Обличи силой добродетелей твоих противноучащих тебе, а не словопрением словес твоих; и кротостию и тишиною устен твоих уста загради и умолкнути сотвори непокоривых безстудие. Обличи невоздержныя благородствием жития твоего: и чувствами безстудныя — удержанием очию твоею".