«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

312. В СКОРБИ - ЧИТАТЬ ПЕРВЫЙ ПСАЛОМ 2-й КАФИСМЫ. МОЛИТВА ВСЕГДА СИЛЬНЕЕ ПСАЛОМСКИМИ СЛОВАМИ

Вчера одна монахиня рассказала мне следующее. Ей явился во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: "Читай псалом второй кафисмы" (должно быть, первый псалом). Она спросила: "Для чего же читать?". Старец отвечал: "Его нужно читать в нашествии скорбей".

Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игумении, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе теперь полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими.

313. НА ОДНОМ МЕСТЕ И КАМЕНЬ ОБРАСТАЕТ

В прежнем письме писала ты, что весной собираешься уехать куда-то из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других попыток, чтобы не случилось подобного. Тогда еще больше будет нареканий и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше — терпеть на одном месте. Есть русская пословица: "На одном месте и камень обрастает". А в старчестве сказано: "Сиди в келье своей, и келья всему тя научит".

314. ЖЕЛАЮЩИЙ ИМЕТЬ ПОКОЙ В ГОСПОДЕ, ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ

Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: "Покойся в Господе". Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118: 128).

При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что тебе мать игумения сказала: "Ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Божий". И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устроит.

315. В СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ НЕ ДОЛЖНО ОТЛАГАТЬ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковный, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры... воздвигнет его... и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5: 14-15). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы соборовались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая.

Как слышу, как и думаю, так и пишу вам, а вы сотворите полезнейшее.

316. МЫ, НОВЫЕ МОНАХИ, СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛИ ДРЕВНИЙ ПОРЯДОК ОТНОСИТЕЛЬНО СВИДАНИЙ С РОДНЫМИ

В последнем письме твоем пишешь, что брат твой болен и ты желала бы его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний порядок. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшей к ним матерью. Не ложно слово Господне: иже оставит... отца, или матерь... или братию и прочих — сторицею приимет в веце сем, и в век грядущий живот вечный... наследит (Мф. 19: 29-30; Мк. 10: 30). Впрочем, оставь это дело до Фоминой недели, тогда виднее будет из обстоятельств, на что нужно будет решиться. Молись Богу, чтобы Господь устроил полезное и для брата, по Своей святой воле.