«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

323. НЕ ДРУГИХ ДОЛЖНО ИСПРАВЛЯТЬ, А САМИХ СЕБЯ

Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей, и держись пути правого. Приветствую сестриц твоих.

324. СХИМА ЕСТЬ ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ

Не захотела ты в Оптине принять тайную мантию, теперь советую тебе, в день своего Ангела, принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся, — схима есть второе Крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает; поэтому не усомнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией.

325. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ НЕВОЛЬНО ОБРАЩАЕТ НАС К БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

Слышу, что тебя видимо облекли в ризу спасения и во одежду веселия. Возмогай о Господе и в державе крепости Его упованием и надеждой на неизреченное милосердие Божие. Пришедый грешныя спасти, да спасет и нас, немощных и грешных и неисправных. Не вотще глаголет апостол (1 Кор. 1: 29): не похвалится всяка плоть пред Богом. И паки: никтоже от дел оправдится; туне бо спасохомся, верою и упованием на милосердие неизреченное Распеншагося за ны Сына Божия. Точию присно да помним главную его заповедь (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя.

Заповеди сей исполнение особенно требуется в болезненном положении, когда и слабость телесная, и малодушие внутреннее безпокоят и отягощают человека. Должно благодарить Господа за благое Его промышление о нас, грешных, через болезнь телесную, при которой человек, волей или неволей, принужден бывает помышлять о будущей жизни, и о том, как предстать нам на суд Божий. Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего покаяния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и вечное, по сказанному в Евангелии (Мф. 3: 2): Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Еже буди всем нам получити неизреченным человеколюбием Божиим.

326. МОЖНО ПРЯМО ПОСТРИГАТЬСЯ В СХИМУ, А НЕ СНАЧАЛА В МАНТИЮ

Советую тебе отвергнуть и презреть помысл, смущающий тебя, что ты прямо приняла схиму. Посылаю тебе книгу преподобного Феодора Студита. В завещании преподобного, на странице 337-й, ты сама можешь видеть, что древле святые отцы обыкновенно постригали прямо в схиму; а уже позднейшие отцы начали сперва постригать в мантию.

Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых; в этом великая помощь и милость Божия.

327. В БОЛЕЗНИ ПРЕДАННОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ ОСОБЕННО НЕОБХОДИМА

Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся, подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев никогда правды Божией не соделовает, кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: благо ми, яко смирил мя еси. А в другое время: достойно и праведно сия вся стражду, грех моих ради.

328. НЕ ВСЯКОЕ ВИДИМО БЛАГОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТ ГОСПОДА

Уединение тебе не только не будет полезно, но и может усилить душевный твой вред со стороны прелести вражией. Святой Исаак Сирин в 30-м слове пишет: "Не всякое доброе желание бывает от Бога, но впадает подобное желание и от диавола, и сие несть пользующее, но враг поставляет сеть". Ты во всю жизнь свою увлекалась мнимо благим и нерассудным желанием, и оттого повредила себя душевно и телесно. Святой Симеон Новый Богослов говорит о первом образе молитвы, что повредившиеся прелестью вражией, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума, которому подвергаются уединенные. Святой Лествичник пишет, что безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии позаботимся и живя с другими, по слову апостола, не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся.