«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

326. МОЖНО ПРЯМО ПОСТРИГАТЬСЯ В СХИМУ, А НЕ СНАЧАЛА В МАНТИЮ

Советую тебе отвергнуть и презреть помысл, смущающий тебя, что ты прямо приняла схиму. Посылаю тебе книгу преподобного Феодора Студита. В завещании преподобного, на странице 337-й, ты сама можешь видеть, что древле святые отцы обыкновенно постригали прямо в схиму; а уже позднейшие отцы начали сперва постригать в мантию.

Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых; в этом великая помощь и милость Божия.

327. В БОЛЕЗНИ ПРЕДАННОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ ОСОБЕННО НЕОБХОДИМА

Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся, подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев никогда правды Божией не соделовает, кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: благо ми, яко смирил мя еси. А в другое время: достойно и праведно сия вся стражду, грех моих ради.

328. НЕ ВСЯКОЕ ВИДИМО БЛАГОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТ ГОСПОДА

Уединение тебе не только не будет полезно, но и может усилить душевный твой вред со стороны прелести вражией. Святой Исаак Сирин в 30-м слове пишет: "Не всякое доброе желание бывает от Бога, но впадает подобное желание и от диавола, и сие несть пользующее, но враг поставляет сеть". Ты во всю жизнь свою увлекалась мнимо благим и нерассудным желанием, и оттого повредила себя душевно и телесно. Святой Симеон Новый Богослов говорит о первом образе молитвы, что повредившиеся прелестью вражией, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума, которому подвергаются уединенные. Святой Лествичник пишет, что безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии позаботимся и живя с другими, по слову апостола, не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся.

329. ОБ УЕДИНЕННОЙ И СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть чтобы удержать не только язык от зла, но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь. Прежние разумные пещерные жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда апостольское слово: мняйся любити Бога, а ближняго своего ненавидяй — ложь есть. Еще видим в отеческих писаниях, что тогдашние люди уединяющиеся, — совершенные, жили по одному, а не достигшие еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания кротости и терпения и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей, а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки, и через то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением, и через то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба. Впрочем, матери, не для того древние подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них, по немощи человеческой и по наветам вражиим, когда-либо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущего с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: "Ты сама о себе пекись, какое до меня дело". В Евангелии сказано коротко и ясно (Мф. 5: 39): аще кто ударит тебя в десную ...ланиту, обрати ему и другую. Бог да поможет нам исполнять словеса сия.

330. СОВЕТУЕТ НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ПРИНЯТЬ КЕЛЕЙНОЕ ПОСТРИЖЕНИЕ

Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять тайное пострижение, как делают это другие серьезно больные, из опасения, чтобы не перейти в вечность без пострижения, прожив довольно лет в монастыре; а желаешь получить мантию видимую, то есть длинную, церковную. Не знаю, дождешься ли ты этого. Из жития Киево-Печерского преподобного Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом. Разве ты выше этого преподобного? Советую тебе молиться этому угоднику Божию, чтобы он, предстательством своим у Господа, помог тебе избавиться от немощей душевных, ради которых посылаются и болезни телесные. Знай, что желать видимой мантии больному человеку есть явное тщеславие. Впрочем, я не убеждаю тебя к тайному пострижению, так как это дело совершается и должно совершаться по добровольному желанию разумеющих оное. Ибо образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантией. Хорошо тому, у кого большое смирение, а не тому, у кого длинная мантия. Мантия, длинная и короткая, обе не имеют рукавов, чем означается то, чтобы носящий их не делал ничего по ветхому человеку, тлеющему в похотех прелестных, от чего всех нас да избавит всеблагий Господь милосердием Своим.

331. ПОКОРИСЬ НЕОБХОДИМОСТИ В НЕУДОБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р... ского трона. Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле Божией. Силен Господь пропитать нас и устроить о нас полезное и душеполезное. Поживи, сколько будет возможно, у м. N, а после видно будет — что и как. Господь питает и птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, а гнездо устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческие не обращай большого внимания, а только старайся сама поосторожнее говорить.

332. О БРАНИ ПЛОТСКОЙ