«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пишешь еще, что тебя иногда тревожит вражеский помысл, что тебе в прежнем монастыре было лучше; а когда там жила, то помыслы толковали, что там хуже, а на новом месте удобней. Но дело уже сделано. Теперь нужно держаться псаломского слова: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102: 32).

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.

409. О БРАКЕ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы, на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают. Супружеского счастья не бывает за это; да и на детях отражается, неизлечимо, болезненностью детей; а поэтому я не могу советовать на подобные браки решаться.

410. О ДУРНОМ ГЛАЗЕ И О СУЕВЕРИЯХ

От очес призора, от ревности и зависти, и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то Крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне. Мир тебе, и Божие благословение. И духови твоему.

411. О ПРИЧАЩЕНИИ БОЛЬНЫХ В КЕЛЬЕ. О МОЛИТВЕ СВЯТОМУ СПИРИДОНУ

Пишешь, что матушка игумения N давно не причащалась Святых Тайн и теперь все отлагает по той причине, что

по слабости телесной не может бывать в церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать Причащение Святых Таин, так как это — главное врачевство духовное, нередко и телесное.

Если матушка игумения не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Таин в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка игумения спрашивает, что нужно вычитывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к Причащению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать Акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу Хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, первый час и молитвы ко Причащению, с каноном; потом 3-й и 6-й час, и изобразительные, а при большой слабости болезненной можно и это сократить, довольствуясь утренними молитвами и молитвой ко Причащению. Прочитайте вместе с матушкой игуменией N. писанное в книге Варсонофия Великого к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопроса. Там увидите ясно, что от больного требуется только терпение и благодарение, и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнью телесной это заменяется. Еще пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верой прибегают к святому Спиридону, чтобы, за его святые молитвы, Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святому Спиридону, по его молитвам, выходили из затруднительного положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену.

ПИСЬМА К ОСНОВАТЕЛЯМ И ПЕРВОНАЧАЛЬНИЦАМ ОБЩИН

412. КАК ХЛОПОТАТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ ОБ ОТКРЫТИИ ОБЩИНЫ

Достопочтеннейший о Господе!

Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это делать, а лучше попроси М.И., чтобы он съездил туда. А ты, коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь запутать его, а М.И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья; а больше вести это дело через М.И., которому такие дела более подручны.