«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Выезжайте в половине мая, или после половины мая, вскорости.

Мир тебе и другим сестрам и Божие благословение!

418. О НЕУДОБСТВАХ НА НОВОМ МЕСТЕ; О СКУКЕ И НЕУСТРОЙСТВЕ; О ВРЕМЕНИ ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ; О ПИЩЕ

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Письмо твое получил. Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин, так как обитель новая, только начинается, и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многого недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае, прежде нужно потерпеть и не унывать, и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное.

Тебя смущает то, что у тебя прочие благословляются на дела разные. Так как ты назначена старшей сестрой, то ничтоже сумняся говори — Бог благословит! — на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевного вреда или внешнего какого-либо ущерба.

В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться со старшими сестрами, а где требуется — и с основателями обители.

Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов; это поздненько, по крайней мере, нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни.

Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу; или — щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи — холодное, щи, лапшу, и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае.

Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

419. СНОВА О НЕУДОБСТВАХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЯХ

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Недавно послал тебе письмо, но вероятно ты его еще не получила, и опять пишешь о неудобствах, какие ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в Житиях святых отцов, особенно русских, что все новые обители устроялись с большими затруднениями, так что нередко все братия бывали по два дня без пищи, а после все устроилось, и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями.

Б.В. и В.Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот через это и затруднение вышло; у них есть леса; когда устроится продажа, тогда и дела поправятся, с Божией помощью. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: "Стерпится — слюбится". Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А.З. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

О бунтующих перекрещенках я писал В.Н., чтобы их выслать, как и лично ей говорил об этом.

Всем С-ским сестрам передай от меня благожелательное приветствие о Господе.

420. ГОСПОДЬ ВЗИРАЕТ НЕ НА НАРУЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАШИ, А НА НАМЕРЕНИЯ

Сестра о Господе, мать N.!

Деньги, посланные на имя Т., получил, также и письмо твое, от 22-го (по почтовому штемпелю). Пишешь, что в дороге была нездорова, а приехав в Киев и вовсе заболела, и лечилась; говоришь, что, по-видимому, нажила себе ревматизм в голове. Что делать? Положись на волю Божию; как Господу угодно будет, тако и да сотворит с нами! Еще описываешь, как неприятна тебе была езда по железной дороге, и каким средством ты ухитрилась избавиться от докучливых разговоров. И сбылось слово апостольское (1 Кор. 3: 18): аще кто хощет мудр быти в вас... буй да бывает, яко да премудр будет. Тебя безпокоит, что к этому средству пришлось тебе обратиться в храме Преподобного Сергия. Но Господь взирает не на наружные наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступает, и если намерение — благое, по Богу, то и можно быть покойным. Потому и других не должно судить ни в каком случае: мы видим только внешние поступки, а сокровенные побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцеведцу Богу. Мир тебе! Мужайся о Господе!