«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сестра о Господе, мать!

Это письмо, давно начатое, не мог я доселе окончить: при немощи телесной, я постоянно таким обременен недосугом, что едва помню, что существую.

Получил я на днях и третье твое письмо, от 25-го сентября. Пишешь об А., и выразилась так, чтобы я тебе верил, а не другим. Во всем твоем объяснении относительно А. проглядывает самооправдание. А эти твои слова, чтобы я другим не верил, а тебе только верил, не смиренномудры, и напротив, показывают высокомудрие. Смиреннее, и проще, и ближе к правде было бы сказать так: "Если другим верите, то верьте и мне; и простите и отпустите мне случающиеся неисправности"...

427. О ПЕРЕДАЧЕ ДЕНЕГ МИРСКИМ РОДСТВЕННИКАМ

Сестра о Господе, мать.

Письма твои от 15-го января и от 4-го февраля получил; но по обычной моей немощи телесной и крайнему недосугу не успел тебе доселе отвечать на вопрос твой о деньгах сына твоего.

Если ты вполне уверена, что они не пропадут, и если можешь со спокойным сердцем отдать их, то можно исполнить желание твоих родных. В противном случае смотри сами. А я положительно ничего не могу тебе сказать, тем более, что недавно был в Белевском Девичьем монастыре подобный случай, который нехорошо кончился.

Мать взяла у дочери, которая живет в этой обители, последние ее деньги для сына своего. Сын прожил эти деньги; а теперь сама мать пришла в монастырь жить к дочери.

428. ЕЩЕ О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВИДЕНИЯМ. О БОРЬБЕ С ВЫСОКОУМИЕМ И О ТОМ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К ТЕЛЕСНЫМ ТРУДАМ СВЕРХ СИЛЫ

Сестра о Господе, мать!

Твоих писем без ответа набралось до шести. Между прочим, ты пишешь о поездке своей в Почаевскую Лавру, и говоришь, что здоровье твое там было хорошо, но возвратившись, опять стала болеть. Потом описываешь, как в праздник Смоленской Божией Матери в Лаврском соборе, вздремнув, видела двух голубей, на тебя спускающихся, и потом слышала глас: "Готовься к Сыну Моему". Затем ты подробно объясняешь свои недоумения, что затрудняешься и принять, и отвергнуть этот глас. Я тебе уже не раз и говорил, и писал, что в подобных случаях следует держаться совета преподобного Марка Подвижника, который в 28-й главе "О мнящихся от дел оправдатися", пишет так: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное". Поэтому оставь слышанный тобой глас без всякого значения. Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего во Евангелии: будите готовы: яко, в онъже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24: 44). Пишешь, что если начнешь готовиться, и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом. Например, сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим, и отвергай гордые и всякие другие, Богу противные, помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землей и пеплом; значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами. Еще писала ты, что, когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь, как же тебе быть. И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его, и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых тридцати молитвах каждой сотницы при исполнении четочного пятисотного правила.

429. ВО ВСЯКОМ ПРЕБЫВАНИИ НАДО ЖИТЬ БЛАГОУГОДНО

Сестра о Господе, достопочтеннейшая мать!

Письмо твое, от 20-го февраля, получил. Писала ты, что от казначейства отказалась. Если удалось тебе избавиться от казначейства, поздравляю тебя. А если, несмотря на твой отказ, тебя все-таки избрали в казначеи, опять поздравляю. Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, то есть в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью.