«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мать взяла у дочери, которая живет в этой обители, последние ее деньги для сына своего. Сын прожил эти деньги; а теперь сама мать пришла в монастырь жить к дочери.

428. ЕЩЕ О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВИДЕНИЯМ. О БОРЬБЕ С ВЫСОКОУМИЕМ И О ТОМ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К ТЕЛЕСНЫМ ТРУДАМ СВЕРХ СИЛЫ

Сестра о Господе, мать!

Твоих писем без ответа набралось до шести. Между прочим, ты пишешь о поездке своей в Почаевскую Лавру, и говоришь, что здоровье твое там было хорошо, но возвратившись, опять стала болеть. Потом описываешь, как в праздник Смоленской Божией Матери в Лаврском соборе, вздремнув, видела двух голубей, на тебя спускающихся, и потом слышала глас: "Готовься к Сыну Моему". Затем ты подробно объясняешь свои недоумения, что затрудняешься и принять, и отвергнуть этот глас. Я тебе уже не раз и говорил, и писал, что в подобных случаях следует держаться совета преподобного Марка Подвижника, который в 28-й главе "О мнящихся от дел оправдатися", пишет так: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное". Поэтому оставь слышанный тобой глас без всякого значения. Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего во Евангелии: будите готовы: яко, в онъже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24: 44). Пишешь, что если начнешь готовиться, и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом. Например, сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим, и отвергай гордые и всякие другие, Богу противные, помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землей и пеплом; значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами. Еще писала ты, что, когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь, как же тебе быть. И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его, и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых тридцати молитвах каждой сотницы при исполнении четочного пятисотного правила.

429. ВО ВСЯКОМ ПРЕБЫВАНИИ НАДО ЖИТЬ БЛАГОУГОДНО

Сестра о Господе, достопочтеннейшая мать!

Письмо твое, от 20-го февраля, получил. Писала ты, что от казначейства отказалась. Если удалось тебе избавиться от казначейства, поздравляю тебя. А если, несмотря на твой отказ, тебя все-таки избрали в казначеи, опять поздравляю. Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, то есть в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью.

430. ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ОСКОРБЛЯЮЩИХ И ТЕРПЕТЬ ИСКУШЕНИЕ

Сестра о Господе, мать!

Письмо твое, от 20-го ноября, а также и прежние твои скорбные письма получал, но по немощи и крайнему недосугу от занятия с посетителями не мог отвечать тебе до сего времени.

Описываешь свое скорбное положение и хочешь отказываться от казначейства... Но теперь, по крайней мере, митрополит к тебе расположен; а как откажешься от должности, тогда, пожалуй, и этого не будет. В монастыре же едва ли чрез это будет тебе покойнее; а как бы и совсем не выгнали. Поэтому лучше от казначейской должности не отказываться, а, хоть и со скорбью, продолжать оную. Бог даст, по времени буря утихнет; только молись с верой и усердием Господу и Царице Небесной, чтобы помогли тебе в несении скорбей. Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: "Спаси, Господи, {такую-то мать) и молитвами ея помилуй и меня, грешную". Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место.

431. О ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ, И О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ НЕПОСТИЖИМОЕ БОЖЕСТВО В ОБРАЗАХ

Почтенный о Господе брат Д.

Письмо твое получил. Описанным тобой немощам душевным и телесным подвергся ты потому, что по неопытности употреблял не тот образ молитвы, возносясь умом к Престолу Святыя Троицы и созерцая непостижимое Божество по человеческому представлению, во образе и подобиях, отчего, по слову святого Григория Синаита и Симеона Нового Богослова, неопытные впадают в прелесть. Образ молитвы, с видением и возношением ума на небо, могут употреблять только безстрастные, долгим временем и подвигом, паче же смирением и помощью Божией очистившие себя от примеси страстей; а для новоначальных и немощных это весьма опасно, и доводит до прелести вражией, при которой подвергаются неподобным немощам и увлечениям, как объясняет это святой апостол: понеже не восхотеша имети Бога в разуме, сего ради предаде их Бог в неискусен ум,творити неподобная (Рим. 1: 28).