«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

216. Ошибки исправляй самоукорением и покаянием.

217. Хульными помыслами не смущайся.

218. Хульные помыслы за гордость.

219. Во всем полагайся на Бога.

220. Опровержение неправильных мнений: о чудесах Христовых, о театре, войне, разводе, награде за гробом и духовной литературе.

221. Какую невесту должно выбирать.

222. Как должно выбирать невесту.

223. О пьянице муже должно молиться Богу.

224. Можно ли молиться за казненных.

225. Предсказание митрополита Филарета.

226. О происхождении душ. О живом единении Русской Церкви с Греческой. О русском духовенстве.

227. О противодействии журнальному кощунству.

228. О Восточных Церквах. Не всех Бог спасает разумом, но многих и простотой.

229. Свое душевное устроение не следует изъяснять в общих чертах.

230. Пожелание терпения и смирения.

231. Совет не спешить, а выжидать, рассматривая, принесет ли предполагаемое дело пользу или нет.

232. Письмо лютеранского пастора ко отцу Амвросию и ответ старца.

233. Письмо старца к сыну пастора.

234. Как исповедоваться?

235. Письма надо писать ясно.

236. Рассуждение выше всех добродетелей.

237. Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения.

I. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)

II. Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков).

III. О церковном поминовении христиан неправославных.

ПИСЬМА К МИРСКИМ ОСОБАМ

1. О ТОМ, СКОЛЬ МНОГО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ, И СКОЛЬ МАЛО О ДУШЕ[13].

В Евангелии сказано: Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8: 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство безсмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный [14] гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на безсмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.