ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД

Минуций Феликс. Октавий. // БТ. М., 1981.?22. С. 141.

152

Святой Феофан Затворник. Письма. М., 1898, Вып. 1. С. 182.

153

Святой Феофан Затворник. Письма. М., 1898, Вып. 2. С. 159.

154

Впрочем, свои "Духовные упражнения" он составляет еще и до принятия монашества, и до принятия священства, и даже до поступления в Университет — на больничной койке после ампутации ноги. — См. Martin M. Les Jesuites. Рaris: Ed. du Rocher, 1989. P. 124.

155

Игнатий Лойола. Духовные упражнения. // Символ. N. 26, С. 39.

156

Заметим, что не только Лойола находит некоторое удовольствие в созерцании чужих мук. "Серафический доктор" Фома Аквинский также полагал, что "как противоположное поясняется сопоставлением, так блаженные в раю увидят мучения осужденных, дабы больше радоваться своему блаженству". (Цит. по: о. С. Желудков, К. Любарский. Христианство и атеизм. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. С. 206. - прим. Ред.) Это суждение Аквината, кстати, понудило Бердяева сказать доброе слово в адрес православия (не столь уж частое у него): "Из недр Православия не могли бы раздаться слова Фомы Аквината, который сказал, что праведник в раю будет наслаждаться муками грешников в аду". — Бердяев Н. А. Истина Православия // Православная община. 1992. № 2. С. 48.

157

Откровения бл. Анджелы. Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. М., 1918. С. 75–76.

158

Откровения бл. Анджелы. С. 140–141.

159

Откровения бл. Анджелы. С. 150–151.

160

Откровения бл. Анджелы. С. 96.

161

Откровения бл. Анджелы. С. 135.

162

Добротолюбие. Т. 5. С. 329–330

163

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, С. 866.

164

Опять впечатление В. Печерина: "В музыке все тот же ложный вкус. В папской капелле в Ватикане поют еще кое-как сносно. Но во всех других местах везде оперная музыка: им недостает только пригласить Штрауса проиграть вальс во время обедни. К чести греческой церкви должно сказать, что она сохранила вместе с древними обрядами и древнее величавое благолепное песнопение. На Западе оно совершенно потеряно" (Печерин В. С. Апология моей жизни. С. 273.) Надо, впрочем, отметить, во-первых, что замечание Печерина относится именно к греческой православной церкви, а не русской, а во-вторых, что сегодня и на Западе немалый интерес вызывает грегорианская музыка — западный средневековый аналог византийского пения.

165