Апологетика

[39] С. С. Глаголев. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. Москва, 1894 г.

[40] См. Guibert et Chinghole — «bes origines». P. 496.

[41] Joh. Riem — «Die Sintflut in Sage und Wisisenschaft, Hamburg, 1925.

[42] Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу».

[43] Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели.

[44] Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга Orpheus — история религий — была усиленно распространяема в сов. России.

[45] A. Weigall, — Survivances paiemnes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.

[46] Особенно развязным и совершенно бездоказательным, является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы: «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство».

[47] Отметим, что долго существовал и сейчас есть т. н. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения служит у них хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе.

[48] Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в.

[49] Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство.

[50] Заметим, что в первые века нашей эры, греческое слово Christos, римляне произносили часто Chrestos.

[51] См. об этом у Labriolle — «La reaction paienne. P. 43.

[52] Как и Плиний, так и Тацит, употребляет термин «христиане», «Хрестос».

[53] Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.

[54] Этот процесс лучше всего обрисован в книге Fr. Cumont — «Les religions orientates dans le paganisme romain».

[55] Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой.

[56] См. подробности в книге Страхова — «Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании». Москва, 1916.

[57] См. об этом в книге Cumont.

[58] Это была исконная иранская идея.

[59] См, впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).