Очерки Христианской Апологетики
— говорит Евангелие, —
юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение
(Мф. 19:21, 22). На власть вещей над человеком, лишающую его внутренней свободы и препятствующую осуществлять единую цель своей жизни — стремиться к тому, что одно только нужно (Лк. 10:42), и указывают последующие слова Христа:
как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие... как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие
(Мк. 10:23-24). Об этом же говорится и в другом месте Евангелия:
никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадетъ. Не можете служить Богу и маммоне
(Лк. 16:13).
Евангелие осуждает не самое пользование имуществом, а именно то внутреннее отношение к нему, которое превращает имущество из средства в цель и тем самым приводит к потере свободы и действительного смысла жизни — к нарушению верности своему высшему призванию. Пользование имуществом и земными благами вообще для удовлетворения насущных потребностей и для добрых дел признается вполне естественным и необходимым и в Св. Писании и в святоотеческих творениях.
…Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом
(Мф. 6:32). О «хлебе насущном», необходимом «днесь», говорит и молитва Господня.
Или мы не имеем власти, есть и пить?
— спрашивает ап. Павел. —
…Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада?
(1 Кор. 9:4, 7) В другом послании апостол заповедует
усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками... чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались
(1 Фес. 4:11-12). Наконец, он убеждает трудиться,
делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся