Неизвестный. Да. Это можно принять. Я не так представлял себе учение о Промысле.

   Духовник. Это не только можно принять, но без этого нельзя по-настоящему жить, ибо вера в Промысел даёт истинное и твёрдое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своём чувства Божественного попечения о нас, человек отдаётся во власть слепого хаоса, без основы, без порядка, без смысла.

   Он просто песчинка, которая кружится в каком-то вихре слепых сил и бессильна осмыслить или изменить своё движение. Совсем иное, когда сердце озарено чувствованием Божественного Промысла. Тогда под собою человек ощущает твёрдое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведёт его ко спасению. Он идёт по жизненному пути спокойно, радостно, с твёрдым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни и всё, что ни совершается с ним, всё к лучшему, всё имеет высший смысл, всё не "случайно", а разумно, ибо во всём, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное Промышление.

   Неизвестный. Да. Личная жизнь, действительно, как бы получает основу при таком понимании Промысла. Но вот тот последний вопрос, о котором я как-то упомянул раньше, всё же остаётся в силе.

   Духовник. Последний ли он?

   Неизвестный. Кажется, последний. Но, однако, невозможность ответить на него может разрушить и всё воздвигнутое тобою здание.

   Духовник. Какой же тот вопрос?

   Неизвестный. Я всегда недоумевал, в чём, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Вот ты говоришь о Промысле Божием, о том, как Божественная сила ведёт человека к спасению. Ну, а жизнь мира? Ведь там тоже действует Промысел. Куда же этот Промысел ведёт мир? По вашему учению, истинная жизнь в Церкви: мир во зле лежит; но Церковь -- горстка людей. Неужели же культура, наука и искусство, всё, чем живёт этот во зле лежащий мир, -- пустая комедия? Неужели весь смысл существования этого громадного злого, но и прекрасного "мира" только в том, чтобы соблазнять благочестивых христиан? Неужели он "проклят" и больше ничего?!

   Духовник. Я предвидел твой вопрос. И без ответа на него наше здание действительно было бы незавершённым.

   Неизвестный. И ты мне на него ответишь?

   Духовник. На него ответит Церковь, а мы постараемся сделать надлежащие выводы из этого ответа.

   Неизвестный. Мне важен не церковный авторитет, а истина.

   Духовник. Там, где нет церковного авторитета, -- нет истины.

   Неизвестный. Да-да. Теперь я не возражаю против этого.