Философия свободного духа

[3] В замечательном исследовании Э. Роде «Psyhe» рассматривается, как древнегреческое сознание пришло к идее души и ее бессмертия. Бессмертие души не мыслилось естественно принадлежащим человеку, оно принадлежит лишь Богу, герою, демону. Наконец душа была признана за человеком. Но даже внутри христианского сознания дух не мыслится присущим человеку, а лишь Богу. Только мистики видят дух в человеке. Романтизм же есть ущемленность духа душой.

[4] Знающее (ученое) незнание (лат.). (Здесь и далее перевод иностранных слов и выражений сделан при подготовке настоящего издания.)

[5] Дильтей много верного и интересного говорит о науках о духе. См. его «Einleitung in die Geisteswissenschaften». Но он ошибочно отрицает возможность философии истории, которая должна быть поставлена в центре философии духа.

[6]«Die Religion des Geistes «Э. Гартмана есть антихристианское монистическое учение.

[1] См. Max Schlessinger. Geschichte des Symbols. 1920.

[2] Это прекрасно выражено в замечательной книге по философии религии, в книге Р. Отто «Das Heilige».

[3]«Es sind uberhaupt nicht die Dinge, mit denen der Mensch im mythologischen Process verkehrt, es sind im Innern des Bewusstseins selbst aufstehende Machte, von denen es bewegt ist. Der theogonische Process, durch den die Mythologie entsteht, ist ein subjectiver, inwiefern er im Bewusstsein ergeht und sich durch Erzeugung von Vorstellungen erweist: aber die Ursachen, und also auch die Gegenstande dieser Vorstellungen sind die wirklich und an sich theologischen Machte, eben dieselben durch welche das Bewusstsein ursprunglich das gottsetzende ist. Der Inhalt des Processes sind nicht bloss nargestellte Potenzen, sonderen die Potenzen selbst».«Schellings samtliche Werke. Zweite Abtheilung. Erster Band. Einleitung in die Philosophie der Mythologie». 1856.

[4] Божество (нем.).

[5] бездна, пропасть, безосновное (нем.).

[6] Очень хорошо говорят замечательный немецкий католический богослов Mathias Scheeben:«Gott wurde als eine tote Monos, eine slarre, unbewegliche Einheit erscheinen, wenn man Ihn nicht in der Dreifaltigkeit der Personen dachte».«Die Mysterien des Christentum». 1912.

[7] Св. Бонавентура дал более правду, чем Св. Фома. Аквинат: для богопознания необходимо просветление и озарение интеллекта верой. См. Gilson «La philosophie de St. Bonaventure».

[8] См. Nicolaus Cusanus «Vom Wissen des Nichtwissens».