Pavel Florensky Philosophy of Cult
Appendix to Part One. PLANS AND NOTES OF UNWRITTEN CHAPTERS
Anthropodicy requires excursions Philological > and archaeological:
1. On holiness. The term "holy" in various<> languages<>
EPr, άγιος, etc.
2. On martyrdom. Terms μάρτυς, etc.
3. On the Sacraments. The terms μυστήριον, sacramentum, etc.
4. About smells.
5. About tastes.
6. Русск<ая> литература о культе. Подобрать все, с краткими очень <?> отзывами. NB.
7. Пост, мотивируемость явлениями анафилаксии.
8. Об облачениях (и масках).
9. О слове и понятии символа.
10. О понятии Славы Божией.
Глава... единозаконие таинств
(единство литургической структуры)
Основные моменты таинств:
а) отрыв от Земли,
б) переход к Небу,
в) соединение с Небом,
г) возврат на Землю чрез простое продолжение по Данте (в Риманновском пространстве{925}) (Прямая восхождения смыкается в себе.)
Антроподицея. Глава о литургическом творчестве
1) О. Иоанн Кронштадтск<ий> {926}.
2) О. Давид (Афонский){927}.
3) Незаписанное, но всеобщее предание (воздеяние рук пред херувимской и т. п.).
4) Когда была записана часть церковного предания (Киприан митрополит){928}.
1922.III.28
Литургическое творчество
Архимандрит Давид (Афонский) при замывании уст после св<ятого> Причастия говорит:
«Отмой, Господи, чистоту Твою пречистую от устен моих скверных и нечистых» {929}.
В «Столп»
Он же:
««Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася»{930}. Разве бездушные горы могут радоваться? Фавор и Ермон—это ум и сердце. Пока ум и сердце не в единстве, не может быть истинной молитвы».
«Идеже два или трие во Имя Мое, ту и Аз посреде их»{931} — Два или три — это ум, сердце и тело. Ум, сердце и тело должны быть в единстве, чтобы явился Христос: если в единстве, то м<ожет> быть истинн<ая> Иисусова молитва...»
о. Давид