Pavel Florensky Philosophy of Cult

1910.III.13. Серг<иев> Πос<ад> Перед лекцией

I. Экономика, культ, мировоззрение

Вот 3 главных (основных) типа взглядов на происхождение культуры. В деятельности человека, гражданственного общественного животного, мы можем различать три стороны: мировоззрение, экономику и культ. Первое есть совокупность понятий о мире, нравственности, праве и т. д.; оно есть мифология, догматика, наука. Эту совокупность понятий, notiones, обозначим через N. Второе—совокупность орудий производства, instrumentas—обозначено через I. Последнее—совокупность святынь, реликвий, церемоний, таинств etc., sacra. Обозначим через S. Это основные направления,— следовательно), мыслимы 3 основные теории взаимоотношения I, S, N—смотря по тому, что именно считаем мы за основной момент и какие два, посредственно один чрез другого или оба непосредственно из основного, считаем производными.— «Естественнее всего» считать в основе лежащей систему понятий; получается идеологизм, мировоззрение идеологов. Затем можно положить в основу орудия производства, экономику: получается экономический материализм. Наконец, новейшая точка зрения, развиваемая по преим(уществу) английской школой фольклористов{959}—полагает в основу культ. Получается «религиозный материализм», религиозный реализм.

1910.III.18. Серг<иев> Πос<ад>

II. Культ, мировоззрение, экономика

Схема трех точек зрения такова:

Но т<ак> к<ак> каждый из выводных моментов можно считать выводимым либо из основного непосредственно, либо из другого, то каждая точка зрения получает три возможных видоизменения (модуса):

Итого 9 разных точек зрения на происхождение экономики, культа, мировоззрения.

Культура=экономика+мировоззрение (научная часть).

Религия = культ+мировоззрение (мифологическая и догматическая часть).

Т. е. K=I+N'

R=S+N\ где Ν'+Ν"=Ν.

При таком делении теории упрощаются, грубеют и делаются менее тонкими.

1910.III.18

Ш. Культ, мировоззрение, экономика

Все точки зрения объединяются в следующей простой схеме. Даны три точки, I, N, S, и все соединения между ними прямыми линиями, так что образуется (равносторонний) треугольник INS.

Выбор той или другой вершины за основную характеризует собою тип теории (один из трех), а выбор путей соединения этой вершины с двумя другими—ее видоизменение, ее модус. Так, полагая в основу S, мы имеем теории 3-го типа. S можно соединить с другими вершинами тремя способами: либо путем SI+SN; либо путем SIN; либо путем SNI. В первом случае мы отрицаем прямую связь между I и N, в двух других—утверждаем, и притом, в смыслах прямо противоположных. Итак, с каждой вершиной получится: