Смех как зрелище

20 Имеется в виду евангельский рассказ о том, как Иисус воскресил «четверодневного Лазаря».

21 Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 45.

22 См.: Gutowski M. Komizm w polskiej sztuce gotyckiej/ Warszawa, 1973, s. 99—109.

23 ИРЛИ, Древлехранилище, колл. В. Н. Перетца, № 29, л. 545 об.

24 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971,с. 88—89.

25 ГБЛ, собр. Ундольского, № 361, л. 4 об. (житие Прокопия Вятского).

26 ИРЛИ, Древлехранилище, Карельское собр., № 127, л. 3 об., 9 об.

27 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 83.

28 Филофей. Житие и деяния Саввы Нового. Пер. П. Радченко. М., 1915, с. 37.

29 Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 381—387.

30 Там же, с. 422.

31 См.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства, с. 103.

32 БАН, Устюжское собр., № 55, л. 20—21.

33 Житие протопопа Аввакума…, с. 98. В редакции В своего Жития Аввакум изменил последнюю фразу: «Я, подумав, велел ему платье носитьи посреде людей таяси жить».

34 ГПБ, собр. Погодина, № 757, л. 4 об.

35 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. VI—Х. —СОРЯС, 1883, т. XXXII, № 4, с. 210. В чудесах, сопровождающих житие Прокопия Устюжского (в том числе в «Повести о бесноватой Соломонии»), этот юродивый появляется в «кратком одеянии». Опрометчиво связывать это с «кротополием» скоморохов. Здесь, по–видимому, решающую роль сыграла память об иноземном происхождении Прокопия Устюжского: «И в то время прииде к нам во храмину человек некий незнаемый в немецкой краткой одежде… в руках же своих держаше якоже бердыш остр… и в той час разсече демона натрое» (Житие Прокопия Устюжского. с. 135, —из чуда 25–го о бесноватой Евдокии).