Смех как зрелище

13 Сходный оксюморон употребил Л. Н. Толстой в дневниковом отзыве о скрипаче Кизеветтере, который послужил прототипом для заглавного героя «Альберта» (запись от 8 января 1857 г.); «Он гениальный юродивый» (Толстой Л. Н, Полн. собр, роч,, т. 47. М., 1937, с. 110).

14 ИРЛИ, Древлехранилище, колл. В. Н. Перетца, № 29, л. 515.

15 Житие Прокопия Устюжского, с. 16.

18 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 91.

17 Житие Прокопия Устюжского, с. 244—245.

18 Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 45. Связывая стих псалма о «неясыти пустынной» с Христом, средневековые авторы иногда делали акцент на эпитете «пустынная». Так, в толкованиях Афанасия Александрийского (по «Толстовской Псалтыри» XI‑XII вв.) читаем: «Уподобихъся неясыти пустыньнеи: неясыти любить присно в горах жити, любляше же и Христос в пустынях, яко безмълъвьно» (Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. М. —Л., 1963, с. 177). И при таком толковании уподобление юродивого «неясыти пустынной» не теряло смысла: ведь юродивый живет среди людей «яко в пустыни».

19 Русский перевод, который я пересказываю и цитирую, сделан А. П. Печковским со списка Амаретто Манелли (1396 г.). См.: Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1913, с. 27—30.

20 Имеется в виду евангельский рассказ о том, как Иисус воскресил «четверодневного Лазаря».

21 Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 45.

22 См.: Gutowski M. Komizm w polskiej sztuce gotyckiej/ Warszawa, 1973, s. 99—109.

23 ИРЛИ, Древлехранилище, колл. В. Н. Перетца, № 29, л. 545 об.

24 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971,с. 88—89.

25 ГБЛ, собр. Ундольского, № 361, л. 4 об. (житие Прокопия Вятского).

26 ИРЛИ, Древлехранилище, Карельское собр., № 127, л. 3 об., 9 об.

27 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 83.

28 Филофей. Житие и деяния Саввы Нового. Пер. П. Радченко. М., 1915, с. 37.