Личность и Абсолют

a) Апостолы—для созидания Тела Христова (12).

b) Любовь (16) и

c) Христос—глава и Спаситель тела.

6. » 4, 25: бытие членами оказывает к благочестию и чистоте.

7. » 5, 22—32: небесный брак Христа и Церкви: дающего святость и воспринимающего ее.

8. Колосс. 1, 18—29: Хр[истос]—глава Церкви, в Нем поэтому всякая полнота. Примирение в теле Плоти Его.

9. » 2, 18—19: держаться главы, от которой все тело.

10. » 3, 14—15: Быть в теле—облечься в Любовь.

6. Резюмируя все это, можно сказать:

1. Церковь не есть ни собрание верующих, ни храм, ни общество, ни авторитет, ни приход, ни учреждение, ни свод религиозных законов и правил. Церковь не есть ни епископ, ни священник, ни синод, ни даже собор. Все это—проявления Церкви.

2. Церковь есть Тело Христово.

Или: Церковь есть тело Божие, София, воплощенное и действующее в тварном бытии. Или: Церковь есть тело Божие, воплощенное и действующее в тварном бытии, или тело Христово, данное как организм истины и любви, или истина и любовь как организм.

Или: Церковь есть тело Христово, т. е. истина и любовь как организм, где каждый член несет на себе энергию целого и где все таким образом преисполняется энергиями Божиими. А уже потом—прочее все.

7. Если говорить об этом всем, надо говорить. Собрание во имя Иисуса Христа, таинство—именем.

8. Имя—есть энергия Божия, мистическая Церковь. То, что мы знаем о Боге. Неотделимо от существа Божия, но отлично от Него.

9. Таинство есть осуществление Церкви, или действие Софии о Имени Иисус–Христове.

Несть иного Имени.

В Имени Его омылись.

Именем запечатал бездну.

И сия есть заповедь Его.

Явил Имя Твое, чтобы любовь была.

10. Поэтому там, где нет Имени, есть техника и сатанизм.

11. Диалектика таинства: действую Я и не–Я. Спасаю себя Я и не–Я.

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ У ПЛАТОНА 1 ноября 1922 г.

1. Под философией я понимаю осознание опыта в понятиях. Следовательно, надо вскрыть сначала самый опыт.

2. Лучше обращаться не к философам, но к живому опыту богослужения и священных книг какой–нибудь религии. Что же такое имя в православном богослужении и в Священном Писании?