Личность и Абсолют

О. Давид[672]: Имя есть свет.

Таково первое основное значение Имени. Имя есть свет (эйдетическое).

4. Второе значение—энергическое (Имя есть сила Божия).

Здесь мы находим целую скалу значений, смотря по

глубине и могуществу проявляемой силы.

a) Первая степень

Именем Господним благослови, Отче.

b) Деятельная помощь и защита. Псал. 19: «Услышит Тя господь в день печали, защитит Тя Имя Бога Иаковля…» «Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся…»

В понед. 5 седм. на утренней стиховне: «Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя» (Псал. 117).

c) Творение чудес. Уже в прощальной беседе: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя мое, Я то сделаю» (Иоан. 14, 13—14). «Именем Его бесы изжденут». В Деян. 3, 6 апостолы исцеляют хромого, говоря: «Встань и ходи во имя Иисуса Христа Назорея». В Каноне на 30 июня песнь 1 и 3: «Апостолы, исцеления творяще, Владыко, Твоим Именем. Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики: вместо оружия Твое Имя носяще святое».

Псал. 117, 10—12: «Вси языцы обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им: обышедши обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им. Обыдоша мя яко пчелы сот… и Именем Господним противляхся им».

d) Наконец, Имя есть универсальная энергия Божия, превосходящая все чудеса и силы. На Великом Повечерии в молитве царя Манассии: «Господи Вседержителю… заключивый бездну и запечатствовавый ю Страшным и Славным Именем Твоим».

e) Отсюда и магическое значение Имени: призывание Имени, заклинание Именем (Ап. Ерм.: Бог держит мир своим Именем)[673].

5. Третье значение—телеологическое (Имя есть то светлое и божественное бытие, к которому движется всякое иное бытие и которое как бы издали руководит миром и привлекает его к себе).

Тут тоже градация разных степеней притяжения к себе этой бесконечной цели:

a) Предельная и бесконечная Цель, ведущая к себе и освящающая все, что идет к ней.

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа» —

и прежде всего «шедше научите вся языцы, крестяще их во имя О. …», βαπτίζοντες εις ονομα, т. е. направляя их в Имя, локализируя их в Имени. «Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя» (Прокимен). «Елицы же прияша его, даде им область чадом божиим быти, верующим во имя его». Сюда же несчетное число раз выражение Имени ради 1) Пресвятая Троица, помилуй нас имени твоего ради. 2) <…)

b) Момент активного отношения к цели. Боязнь.

1–я светильничная молитва на вечерне: «Возвеселим сердца наша во еже боятися Имени Твоего Святого».

3- я мол [итва]: Чтобы Бог помянул «внегда призывати нам Святое Твое Имя».