Личность и Абсолют

Доброт. (Булат. 63): «Монах должен, — ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, — непрестанно взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, да Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащего тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. …памятуйте, пока Имя Господа схоронится внутрь сердца. Имя—заклинание» (Златоуст, т. 6). «Мироизлиянное Имя мое» (Песнь песней 1, 2).

ДОКЛАД 17 НОЯБРЯ 1922 г.

I. Три основные значения Имени.

II. 1. «Имя не есть свет», т. к.

a) единственное место—Иоан. 17,

b) там это не очевидно, ибо слава в Новом Завете еще не свет.

2. а) Я понимаю свет мистически как познание и созерцание и жизнь в этом знании; знание как новая жизнь.

b) В 17 гл. ясно, что Имя=слава. Еще Ев. Иоан. 5, 40—44.

c) Но слава и есть свет.

Лук. 2, 9 и 32; 9, 32; Деян. 7, 55;

Апок. 21 и 22 гл.

III. Однако я не хочу сказать, что Имя совершенно тождественно славе.

Общее: слава есть выявление Божественной сущности и Имя. Но разница: слава есть явление объективно–божественное. Имя есть явление объективно–божественное, узнанное и формулированное человеком и доступное к участию в нем человеческого естества.

IV. а) Тут я перехожу к др. возражению. Имя Божие не есть Бог, потому что основное убеждение христианства —дифизитство.

b) Я согласен,

что а) Имя есть не просто Бог,

что b) это—энергия сущности Божией, явленное и действующее в нашем зр [имо ]—вр [еменном] мире,

что с) в Имени есть человеческое соучастие (ср. заклинание, чудеса и т. д.).

c) Но это не есть дифизитство в том смысле, как дифизичен Христос.

Там равномерно участвуют два естества, образуя ипостасное единство.

Здесь участие неравномерное (не сам иерей—сила таинства, он лишь посредствующее звено, пр[остранственно] — вр[еменное] условие. Имя как физико–физиологически–психологический акт есть лишь условный знак для другого Имени, уже стоящего вне этого акта и являющегося мистической силой.

Из того, что иерей заклинает, не следует, что он обожествляется и творит заодно с Богом. Это единство—благодатнодарованное, где человек не перестает быть грешным и смертным человеком. Богочеловечество Христа не только по степени сильнее богочеловечества Имени в Вашем понимании.

Вы упрекнули меня в пантеизме (душа—частица Божества), а я Вас—в обожествлении психофизиологической природы человека, пользующегося Именем, то есть тоже в пантеизме.

V. Далее, reductio ad absurdum[675] осталось без возражений.

VI. Я привлекаю платонизм.

VII. Свет мистиков не есть свет философов.

a) Я и не отождествлял.