Личность и Абсолют
В ύπόστασις «очертание какого–либо предмета по отличительному] признаку», VI 80. Павел, Силуан и Тимофей. Определение ипостаси—VI 81.
4. Неслитность и нераздельность, VI 85 [III 42].
2. Другими словами:
1. Арианство оперирует понятиями аналитически и форм [ально] — логически, отсюда закон противоречия.
2. Капп[адокийцы] оперируют понятиями диалектически, и отсюда выход из закона противоречия.
3. Следовательно], и Божество в арианстве рационализировано, у каппад [окийцев ] символизировано в понятиях.
3. Утвердившись на такой точке зрения, Василий Великий и возражает Евномию.
1. Имя не обозначает самой сущности, потому что самую сущность мы вообще не охватываем. Имя обозначает лишь свойство предмета, ипостась, III 56—57.
2. С другой стороны, Василий Великий защищает примышление.
a) Здесь большой соблазн для позитивистически настроенного исследователя: защищается человеческая субъективность, значит, и имена—субъективны.
b) Но это ужасная грубость. Зададим себе непредубежденный вопрос: с какой стороны могла бы защищаться επίνοιοί?
c) Единственно, что возможно: защита субъективного разума для более полного объективного его применения. Разум не пассивно отраженная картина мира и Бога, но активная жизнь в союзе с миром и Богом, сплетение субъекта и объекта и утверждение их взаимного воздействия.
d) Как раз мы это и находим у Васил[ия] Великого.
3. 1) Даже если примышление есть пустословие, то и тогда нельзя сказать, что ложь рассеивается, III 20.
2) Примышление—абстрактное разложение простого и единичного предмета, но абстракция cum fundamento in re[682], III 20—21, 21—22, 22—23 (об именах Иисуса Христа).
3) Значит, имена как примышления суть результат самодеятельности человеческого разума, которая открывает нам объективный мир Божества и различия в нем, 23 вн[изу] (нераздельность наименования и исповедание действительно сущего). 22 вн[изу] (Бог именует себя по энергиям своим). «Имена и действия» — выражения [встречаются] неоднократно, напр., III 151.
Имена «употребляются людьми к познанию и различению сущностей» (III183: тут же и о символической полноте имен Божиих).
4) Другими словами, имена—живые идеи вещей, по отношению к Богу—живые образы божественных действий.
4. Отсюда и критика Евномия:
1. Сын—рожден, но это—об ипостаси, сущность же одна.
2. Рождение—от деления, но это не отделение сущности.