Сборник "Блок. Белый. Брюсов. Русские поэтессы"
Цикл «Итальянских стихотворений», который, по словам Блока, вторично прославил его в 1909 году, открывается великолепным стихотворением о Равенне, звучащем как «медь торжественной латыни». Умирающий город, покинутый далеко отступившим морем, спит «у сонной вечности в руках».
Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой, Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой.
«Девушке из Сполето», в чертах которой поэту просиял чистейший лик Девы Марии, посвящено восторженное песнопение. Какой полет в строфе:
Мимо, всё мимо — ты ветром гонима — Солнцем палима — Мария! Позволь Взору — прозреть над тобой херувима, Сердцу — изведать сладчайшую боль!
Три стихотворения посвящены Венеции.
О, красный парус В зеленой дали! Черный стеклярус На темной шали!
Поэт простерт у «львиного столба»; на башне гиганты бьют полночный час; мимо него проходит Саломея, неся на черном блюде его кровавую голову («Холодный ветер у лагуны»). А ночью, когда слабеет гул толпы, ветер поет о будущей жизни. Быть может, в грядущем веке ему суждено родиться от «венецианской девы» у подножья львиного столба?
Нет! Всё, что есть, что было — живо! Мечты, виденья, думы — прочь! Волна возвратного прилива Бросает в бархатную ночь!
Поэт проклинает «Флоренцию-Иуду» за ее автомобили, за ее «всеевропейскую пыль»; но ненависть его полна любви. Флоренция— ирис нежный, по которому он томится «любовью длинной, безнадежной»:
Твой дымный ирис будет сниться, Как юность ранняя моя. («Флоренция, ты ирис нежный»)
И снова:
Ирис дымный, ирис нежный, Благовония струя… («Страстью длинной, безмятежной»)
И наконец:
Дымные ирисы в пламени, Словно сейчас улетят. О, безнадежность печали, Знаю тебя наизусть! В черное небо Италии Черной душою гляжусь. («Жгут раскаленные камни»)
Одно из самых острых стихотворений посвящено Сиене. Вероломный, лукавый город, «колчан упругих стрел»; острия ее церквей и башен вонзаются в него:
И томленьем дух влюбленный Наполняет образа, Где коварные Мадонны Щурят длинные глаза. («Сиена»)
«Благовещенье» — самое прославленное из итальянских стихотворений, вдохновлено фреской Джианникола Манни в Collegio del Cambio в Перуджии. В нем — ветер от шумящих крыльев ангела, «вихрь с многоцветными крылами», волнение и смятение страсти, пламенные дали и темноликий ангел в красных одеждах. Таинство богоявления художник превращает в таинство любви. Золото и пурпур фрески передает сверкающими, огненными словами.
Другая фреска— «Успение» фра Филиппо Липпи в соборе Сполето — внушает поэту нежные и благоговейные строки:
Ее спеленутое тело Сложили в молодом лесу, Оно от мук помолодело, Вернув бывалую красу.
Снова приходят поклониться три царя; и снова пастухи, уже седые, приводят свои стада; между звездами золотятся бесчисленные нимбы,
А выше, по крутым оврагам Поет ручей, цветет миндаль, И над открытым саркофагом Могильный Ангел смотрит в даль.