Бог и человек

Все, что сказано о Духе Иоанном Дамаскиным, свидетельствует, что Дух есть Жизнь, а жизнь есть действие, а действие — совершение того, что осуществляется в нем. Дух Св. есть воистину живое Дыхание, совершительная Сила. Поэтому в Духе завершается всякое действие Божие, которое исходит от Отца через Сына. Сын Божий — Логос творения и промысла, Богочеловек, Начало нового человечества и преображенного мира, но Дух Святой завершает и дело творения и промысла и дело спасения и преображения, Он исходит через Сына в мир и Церковь, и через Сына же Божия, Христа Господня, возводит тварь к Богу Отцу, усыновляя людей Богу… Бог Отец обладает полнотою благ или совершенств. Сын Божий есть совершенное явление и как бы сущность этих благ. Дух Святой, как Поток жизни, истины любви и святости Божией, изливает в мир и в Церковь все благое и возбуждает нас ко всякому совершенству.

В приведенных текстах Иоанна Дамаскина замечательна и мысль о том, что Сыну Божию и Св. Духу присуща свобода изволения, ибо без нее Они не были бы подлинными личностями.

Приведем в заключение удивительные по ясности слова св. Иоанна о Троице. «В Божестве исповедуем одну природу, однако же говорим, что в Нем действительно три ипостаси. Обо всем, что относится к природе и сущности Бога, мы утверждаем, что оно просто; различие же Ипостасей признаем единственно в трех свойствах (личных особенностей бытия). Одна Ипостась не имеет причины Своего бытия и есть Отец. Вторая имеет причину Своего бытия и есть Сын. Третья (Св. Дух) имеет причину Своего бытия и исходит. При этом мы знаем, что эти Ипостаси неотступны одна от другой, нераздельны между Собой, но соединены и одна другую неслиянно проникают. Они и соединены без слияния, ибо и по соединению остаются тремя Ипостасями, и вместе различны одна от другой без разделения. Ибо хотя каждая Ипостась Сама в Себе самостоятельна или есть совершенная Ипостась и имеет Свое собственное Свойство или Свой отличительный образ бытия, однако, три Ипостаси соединены сущностью и природными свойствами и так как Они не отступают и не отделяются от Ипостаси Отца, то Они — единый Бог».

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ святых отцов, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КНИГЕ

Св. Афанасий Великий. — 1 — Слово против язычников. 2 — Слово о воплощении Слова. 3 — Три слова против ариан. 4 — Четыре Послания к Серапиону. 5 — О постановлениях Ни–кейского Собора. 6 — О мнениях Дионисия Александрийского. 7 — Свиток к Антиохийцам. 8 — Житие св. Антония.

Св. Василий Великий. — 1 — Против Евномия. 2 — Послание о Св. Духе к Амфилохию Иконийскому. 3 — Беседы на Шесто–днев. 4 — К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. 5 — Письма. 6 — Правила.

Св. Григорий Богослов. — 1 — Сорок пять Слов (особенно 27–ое — 31–ое).

Св. Григорий Нисский. — 1 — Против Евномия. 2 — К Авлалию о том, что не три Бога. 3 — Слово о Духе Св. 4 — Большой Катехизис. 5 — Послания к Евстафию (О Преев. Троице), к Симпликию (О вере), к Эллинам («на основании общих понятиЙ>). 6 — Диалог о душе и воскресении. 7 — Об устроении человека. 8 — О Шестодневе (брату Петру). 9 — О жизни Моисея. 10 — Толкование на Песню Песней, Экклезиаст, на надписание Псалмов, Заповеди Блаженства, Молитву Господню. 11 — О девстве. 12 — О житии Макрины.

Дионисий Ареопагит. — 1 — О Божественных Именах. 2 — Таинственное богословие. 3 — О небесной иерархии. 4 — О церковной иерархии. 5 — Письма.

Св. Максим Исповедник. — 1 — Амфилохии. 2 — Четыреста глав о любви. 3 — Богословские и домостроительные главы.

Св. Иоанн Дамаскин. — Источник знания (Философские главы. О ересях вкратце. Точное изложение Православной веры).

Бл. Августин. — 1 — Исповедь. 2 — О граде Божием. 3 — О Преев. Троице. 4 — Против Академиков. 5 — О блаженной жизни. 6 — О свободной воле. 7 — О природе добра. 8 — О музыке. 9 — Об учительстве.

Курсы Патрологии: Л. Карсавина, От. Г. Флоровского, Сауге, A. Puech, J. Tixeron.

История Догматов: J. Schwane, J. Tixeron.