«Слышите, что антихрист грядет и другие многие антихристы появились: от нас изошли, но не были наши» (1 Ин. 2, 18—19).

Внимай здесь, читатель, ибо если говорить апостол: «от нас изошли», он ясно извещает о еретиках и отступниках, которые от нас изошли путем погибельным, благочестивую оставили веру, без нее же никто не может спастись.

Из этого можно понять, что многие были и ныне на земле являются антихристами и противниками Христовыми. Но нам не о них здесь предстоит говорить: эти были антихристами только аналогически или уподобительно. По своим свойствам и по существу они, не будучи антихристами, были только предтечами антихриста.

Вопрос второй

Как разделяется антихрист?

Ответ

Двоякое об антихристе может быть рассуждение: первое — всеобщее, второе — по свойствам. Равно как об имени Иисус рассуждение разделяется. Первое — всеобщее, ибо многие в Ветхом Завете нарицаются именем этим, Иисус: Иисус Навин, Иисус Сирахов и прочие. Второе рассуждение — по свойству, так как имя святое Иисус свойственно одному единому Иисусу Спасителю и Богу нашему. Как говорит архангел: «Родит же Сына и нарекут его именем святым Иисус; тот, который спасет людей своих от грехов их».

И также имя Христос двояко определяется. Первое — всеобщее: Христос в греческом языке обозначает помазанника, и таковыми христами были и есть все православные цари, таким Христом был первый в Израиле царь Саул; его Христом именует много раз сам царь Давид в Первой книге Царств:

«И сказал Давид мужам своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы поднять руку мою на него, ибо он помазанник Господен» (1 Цар. 24).

И еще во Второй книге Царств говорит Давид убившему царя Саула: «Как не убоялся ты поднять руку свою, чтобы убить помазанника Господня» (2 Цар. 1).

О таковых помазанниках, христах и Дух Святой в псалме устами Давида говорит: «Не прикасайтеся к помазанным моим» (Пс. 104, 15).

На греческом языке написано: не прикасайтеся к христам моим.

И это есть всеобщее определение Христа. Второе определение его — по свойствам. Поскольку имя это пресвятое, Христос, свойственно самому единственному Христу Спасителю нашему, помазаннику Божьему и Богу, о нем же говорится: «Помазал тебя Боже, Бог твой, елеем радости сильнее товарищей твоих». И еще (писал Матфей): «старейшины собрались сообща на Господа и на Христа его».

И еще: «Дух Господен на мне, его же ради помазал меня».

Подобным образом здесь следует говорить и об антихристе, о нем тоже двоякое может быть рассуждение. Первое, всеобщее, поскольку всякого противника Христова можно назвать антихристом. Об этом было сказано в ответе на первый вопрос, и о таковых антихристах у нас нет намерения здесь говорить. Второе рассуждение о свойственном и истинном антихристе; о нем же здесь хотим сказать, Богу помогая и слово утверждая.

Истинный антихрист есть изначальный супостат и враг Христов, гонитель великий, который придет при кончине мира. Все же прочие вышеупомянутые по отношению к нему суть предшественники антихриста, его предтечи.

И о нем Павел святой апостол говорит во втором послании к солунянам:[56]

«И откроется человек беззакония, сын погибели, противник, и превознесет себя выше всякого Бога или святыни, и сядет он в церкви божией как бог, выдавая себя за бога». И об этом антихристе следует знать и верить, что он еще не пришел в мир, но придет при кончине мира перед вторым пришествием и страшным днем праведного суда Господня.

Вопрос третий

Почему же Иоанн святой говорит, что антихрист грядет и ныне в мире уже есть? Что же и Павел великий вещает, что тайна беззакония уже совершается?

Ответ