«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Беседа на Богоявление, приписываемая св. Григорию Чудотворцу, в общем построении имеет сходство с беседой на Богоявление св. Ипполита Римского (Die GriechischeD Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Hippolytus. I, 2, S. 257–263); но подлинность последней справедливо оспаривается. H. Achelis, Hippolytstudien (в Texte und Untersuchungen, 16, 4), Leipzig 1897, S. 198, Ad. Harnack, Gesch. d. altchristl. Litterat. B. I, S. 621. P. Batiffol, Hippolytea в „RevueBiblique“VII (1898), p. 119–121, и Sermons de Nestorius в том же журнале, IX (1900), 341–344. Но ср. „Творения св. Ипполита, епископа Римского“в русском переводе, вып. 2, Казань 1899, стр. 120–122, а также F. Höfler, 'Ιππολύτου είς άγια θεοφάνεια. München 1904.
779
Cp. P. Martin у Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. XXII.
780
Необходимо заметить, что в армянском переводе здесь употреблен термин, который соответствует греческому φύσις, так что–точнее было бы перевести: и едина его природа; но по контексту ясно, что разумеется лицо, так как утверждается, что Христос един, но состоит из двух неслиянных.
781
Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. 301–302.
782
Martin y Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. XXII.
783
У Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. XXI‑XXII.
784
Theologische Literaturzeitung, 1884, № 23, Sp. 552–553.
785
У Herzog-Hauch, Realencyklopädie B. VII, S. 158.
786
Chronologie, II, S. 101.
787
Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte, 4 Aufl. Halle 1906, S. 223, Anm. 5.
788
Geschichte der altkirchlichen Litteratur, 2–er Band. Freiburg in Br. 1903, S. 285. Patrologie, 3 Aufl. Freiburg in Br. 1910, S. 152.
789
Marie dans l'église anténicéenne. Paris 1908, p. 189, not. I.