Cyprian (Kern) Anthropology of St. Gregory Palamas

Из этого следует сделать тот вывод, что в Боге кроме Его сущности и Ипостасей, надо отличать и общую божественную энергию, одну числом, но многообразную в своих проявлениях (выступлениях, передачах, причастиях), как–то: промышление, силу, благость, предвéдение, чудотворение, воздаяние, созидание [1408]. «Мы почитаем Единого нераздельного Духа по сущности и Ипостаси, и называем Его многочастным по Его священным выступлениям» [1409]. Эта энергия «нераздельно разделяется» [1410]. Из этого следует, что если «энергия Христова нераздельна, то тем более нераздельна Его сущность» [1411].

ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ

Эта единая числом, но многообразная в своих явлениях миру энергия есть общее действие всей Св. Троицы. Оно не принадлежит одной только какой–либо Ипостаси, но всем Им Трем. Как Божественная сущность не есть что–то поровну разделенное между Тремя Лицами, но «Три соестественные между Собою и вечные, неслиянно взаимнопроникающиеся Ипостаси» [1412], так и действование Бога общее у всех Трех Лиц. «Общая энергия и сила Триипостасного Единства различным образом и соответственно разделяется Ее причастниками» [1413]. Различие между Божественными Ипостасями и человеческими индивидами обнаруживается в этом отношении очень ясно.

«У сродных существ есть и своя собственная энергия, но она действует сама по себе у каждой Ипостаси. Совсем не так у тех Трех Божественных и поклоняемых Ипостасей, где поистине у всех одна и та же самая энергия. Ибо в Них одно движение Божественной воли, возбужденное из первичной Причины — Отца, проходящее через Сына и во Св. Духе проявляющееся. Это становится ясным из их произведений, т. е. в них всякая естественная энергия становится понятной. Так например, вовсе не одинаковым образом вьется гнездо ласточки, но отлично одно от другого; и отлично одна от другой списываются переписчиком страницы, хотя и состоят они из одних и тех же составных частей; точно так же и в Отце, Сыне и Св. Духе видится свое произведение от каждой Ипостаси; но вся тварь есть одно дело Их Трех. И отсюда мы научены думать от отцов, что у Трех поклоняемых Лиц одна и та же божественная энергия, а вовсе не одинаковая и каждому из Них подчиненная» [1414].

«Жизнь и сила, которую Отец имеет в Себе, не есть нечто иное чем у Сына, так что Сын имеет ту же жизнь и силу с Отцом. То же самое и у Сына и Св. Духа» [1415]. «Отец, Сын и Св. Дух суть друг в друге неслиянно и несмешанно, и у Них одно движение и энергия» [1416]. Об «едином проявлении и энергии» говорится и в диалоге «Феофан» [1417], а в знаменитой беседе 34 на Преображение сказано, что «сродство Ипостасей в полноте и устремлении Их слияния» [1418]. Самое выражение έξαλμα «устремление», «прыжок», как и вся эта мысль заимствованы у Дамаскина: «Есть и единство и тождество движения (Лиц), ибо одно устремление и одно движение Трех Ипостасей, чего именно усмотреть в созданной природе невозможно» [1419], Как и обе беседы на Преображение в значительной мере вдохновлены соответственной беседою Дамаскина, так и приведенная выше мысль о различном действовании тварных Ипостасей и Ипостасей Божественных вполне согласуется, как мы видим, с мерилом Православия св. Иоанном Дамаскиным,

«Мы исповедуем Единого Бога в Трех Ипостасях, имеющего одну сущность, силу и энергию, и все иное, что созерцается около сущности, что и называется в Писании совокупностью и полнотою Божества, одинаково созерцаемое и богословствуемое в Каждой из Трех Св. Ипостасей» [1420].

Важно однако не то только, что энергии не суть силы Той или Иной Ипостаси, а всей Троицы, но и то еще, что энергия Божия, или то, чем Божество обращено к миру, не есть само по себе какая–либо Ипостась. «Энергии Духа не суть Ипостаси» (scil не воипостазированно существуют) [1421]. Важно это потому, что этим в Боге отрицается какое бы то ни было иное ипостасное бытие кроме Самой Св. Троицы. Кроме того, как увидим ниже, св. Григорий благодаря такому пониманию энергии избегает в своих космогонических построениях соблазна иерархического персонализма. Если бы энергия как мир идей (о том ниже) имела бы свое ипостасное бытие, то наряду со Св. Троицею возникает, или точнее, от века существует какая–то еще Ипостась. «Ни одна из энергий не ипостасна, т. е. не самоипостасна» [1422].

ENERGY AND ESSENCE

The teaching about the relationship between energy and the essence of God is developed especially much and in detail. For the theology of the Athonite hermits of the fourteenth century, ousia and energy are relative concepts, and in the literary monuments of that time, special attention was paid to the question of the involvement of energy and its uncreatedness. Ousia of St. The Trinity is the concept of God, Who exists in Himself, God transcendent to the world, but Who is directed to this world, and consequently to man, by His energy or power. This "inseparably divided" power of God is revealed in the world, reveals God to the world and is manifested either in His creative activity, or in individual Old Testament theophany, or in the grace-filled action of Providence and the management of the world. Certain actions of the unapproachable Divinity are accessible to the human eye and mind, and, by virtue of the above-mentioned correlation, it follows from this that the Divinity thereby exists in all His inaccessibility.

In this way no complexity is introduced into the Godhead. The unity of God is in no way diminished by His Triune Hypostasis, nor by the fact that grace and providential activity are inherent in God. (This cannot but be recognized by the Thomists, the critics of Palamism.) In the same way, the manifold energy of God does not introduce any multiplicity into the concept of God. Antinomic expressions about God, about the differences and various unions united in Him. Everything that the divinely enlightened consciousness of the mystics contemplated in Him, the language of theological formulations, due to its poverty, cannot put into any verbal symbols. Logic and rationalism are powerless here. And the mystical consciousness glorifies this in its ineffability. This is the holy "darkness" of the divinity, that "knowledge through ignorance," those words that sound in the reverent peace of the mental prayer quietly flowing in the heart...

"This divine Superessence has never been called plural," writes St. Gregory, "but divine and uncreated grace, inseparably distributed like a ray of sunshine, both warms and shines, gives life and grows, sends its own radiance to those who are illumined and appears to the gaze of those who see it. And in this, as it were, dark icon, the divine energy of God is not only one, but theologians, such as St. Basil the Great, call it multiple. "What," he asks, "are the energies of the Spirit? Ineffable in their greatness; innumerable in multitude. For how shall we understand that which is beyond the ages? What were the actions of the Spirit before the intelligible creature?" [1423]. "Divine energy and divine essence are inseparably present everywhere. The energies of God are also accessible to us, created beings, since, according to the teaching of theologians, they are inseparably separated, and the divine nature remains completely inseparable" (1424).

Grace shared with people does not mean that the Holy Spirit is divided. The Spirit is the Comforter. "In God there is an inseparable division and separate unity" [1425]. "God is inseparably divided and separately combined" [1426]. And because of this, "He does not tolerate plurality or complexity."

Let us recall what has been said about apophatics. The essence of God is the incomprehensible, that God is in Himself; It has nothing to do with our powers and our religious knowledge; and the energies are partakers of our knowledge.

The entire dialogue "Theophanes, or on the Divinity and on the partakers and non-partakers in Him" is devoted to this. All knowledge of God and communion with Him is accomplished according to the dignity of man, κατ' 'αναλογίαν, i.e. to the extent of his correspondence. Revelation is not a mechanical manifestation of God alone; man actively participates in Him, and since he has matured, he also perceives it. Below the line we will indicate (so as not to multiply quotations) the passages that speak of the hierarchy of cognition, i.e., of participation "by analogy" [1427].