«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

21.7.1954 г.

Ты пишешь, что читала у св. отцов, как ученик сказал старцу о том, что некоторые сподобляются видеть св. ангелов. Старец сказал: "Блаженны те, которые непрестанно видят грех свой".

А св. Петр Дамаскин пишет: "Аще увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть здравие души". "Мне непонятно», пишешь ты, «как святые могут видеть свои грехи, аки песок морской?". Это степень высокого духовного преуспеяния, достояние св. Божиих людей, которые с Божией помощью очистили свое сердце от страстей: от гордости, тщеславия, лукавства, лицемерия и прочих пороков. Однако и они не были свободны от прилогов и приражения страстей. Ибо пока душа носит тело, никак не может освободиться от прилогов страстных, хочет ли он этого или не хочет. Но победивши в себе страсти добродетелями, ум их с Божией помощью отражает эти прологи. Один Бог совершен и не изменен.

Св. отцы, по Божией милости, хоть и преуспели в духовной жизни, однако бывают у них и изменения. Грех все еще хитрит; бывают даже у них помыслы нечистые и скотские. Не дивись этому, так оно и есть. Это я пишу не свое мудрование, а мысли св. богомудрых мужей. Вот такие изменения на чистом их сердце являют зрение своих грехов, "аки песок морской", и считают себя поистине хуже всех людей.

А мы, грешные, иногда говорим от невнимательной нашей жизни, что «я очень грешный, даже и на свете нет такого человека, как я». Но это только пустословие и одни голые слова. Если бы говорили от чувств сердечных, тогда не осуждали бы других ни в чем, не гордились бы и не гневались бы и т. д. Сами не исполняем ни одной заповеди, а от других требуем исполнения. О, слепота наша сердечная! Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Я полагаю, что ты теперь поняла глубокие мысли св. Божиих людей. Прошу св. молитв твоих.

Письмо 86

3.8.1954 г.

...Знай, что во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, и Страшный Суд будет по св. Евангелию. Но мы так оземленились, что мало обращаем внимания на евангельские заповеди, но очень строго судим за какие-либо обряды. Конечно, обряды нужно исполнять; установленные св. отцами, ибо они воспитывают душу в благочестии. Но все же всегда надо обращать больше внимания на евангельские заповеди. Господь говорит: "Не судите, да не судимы будете, чего себе не хочешь, того и людям не делай". А мы-то, что глухие, не слышим, что Господь говорит нам, и свободно нарушаем его святые заповеди.

Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему усмотрению. Кто как настроен, тот так и о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Очень хорошо сказал преп. Дорофей: "Вот, если стоит человек у угла какого-либо здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нем: вероятно, ждет, когда ударят в колокол, и пойдет в церковь. А вор подумает: "Когда будет потемнее, пойдет воровать". А блудник подумает: наверно, поджидает женщину для греха. Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу.

А насколько тяжкий грех — осуждение, приведу один пример. В некоем монастыре инок впал в блуд. Великий старец сказал: о, худо он сделал. Умер тот инок и ангел по повелению Божию принес душу старцу и сказал: "Куда повелишь определить этого инока: в Царство или в муку?". Ужаснулся старец, понял, насколько тяжелый грех осуждение, горько заплакал. Через несколько времени ангел сказал: "Бог простил твой грех". Однако старец до самой смерти не оставлял своего плача.

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Письмо 87

4.8.1954 г.