«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

При О. Игуменѣ Пафнутіи, стоящій у раки Препп. Сергія и Германа монахъ К. часто мысленно сомнѣвался и смущался такимъ помышленіемъ: здѣсь ли подъ спудомъ обрѣтаются мощи первоначальниковъ нашей святой обители и чудотворцевъ Сергія и Германа или гдѣ-нибудь въ иномъ мѣстѣ? «Угодники Христовы! — Часто говорилъ онъ, — хотя бы мнѣ, грѣшному, во снѣ увидѣть Васъ. Вѣдь вотъ я нахожусь постоянно у Вашей святой раки, а сомнѣніе не оставляетъ меня, маловѣрнаго!»

И вотъ богоносные Отцы наши благоволили его утѣшить и успокоить его сомнѣніе. «Однажды, — говорилъ онъ, — помню, это было въ Декабрѣ мѣсяцѣ, пришелъ я, по своему обычаю, раньше, чтобы привести всё въ порядокъ къ вечернѣ. Отворивъ церковь, подошелъ къ ракѣ и, по обычаю, совершенно спокойно, ни о чёмъ особенно не думая, сталъ кое-что дѣлать и убирать. Вижу, лампада надъ ракою ясно горитъ. Тутъ мнѣ пришла мысль въ голову и явилось желаніе приложиться къ Преподобнымъ. Не сталъ я обходить, какъ полагается, раку, а гдѣ стоялъ на лѣвой сторонѣ, тутъ и сталъ прикладываться, сначала къ Преп. Герману, и только что вступилъ на ступени, какъ вижу ясно въ ногахъ у раки съ правой стороны, у аналоя стоитъ схимникъ въ полной схимѣ. Со мной что-то произошло непостижимое и никогда мною не испытанное. При полномъ мирѣ сердечномъ и спокойствіи, я почувствовалъ, что словно я безъ тѣла сталъ: сдѣлался каким-то особеннымъ, легкимъ. Приложившись къ Преп. Герману, иду на правую сторону раки и, когда сталъ прикладываться кь Преп. Сергію, то увидѣлъ то же и на лѣвой сторонѣ, въ ногахъ у раки стоитъ другой схимникъ. Тогда я, приложившись къ Преп. Сергію, всталъ передъ ракою и вотъ уже ясно вижу двухъ святолѣпныхъ старцевъ-схимниковъ, стоящихъ молча по бокамъ раки, причемъ Преп. Сергій как бы шевелился, или поправлялъ свою схиму и мантію. Малое освѣщеніе отъ лампады не позволяло мнѣ разсмотрѣть до тонкости черты ихъ лицъ, но всё-таки въ общемъ видны были ихъ бороды, очертанія лица, носа и схимническое одѣяніе. Въ это время я, находясь въ какомъ-то неизреченномъ благоговѣйномъ духовномъ чувствѣ, подумалъ: «Неужели же я вижу Васъ, Преподобные Отцы наши Сергіе и Германе! Господи помилуй! Что же это такое?!» «Старцы Божіи! Земніи Ангели и Божіи человѣки!» —воскликнулъ я и въ радостномъ чувствѣ отъ избытка духовной радости и зримаго видѣнія упалъ на колѣни, и въ порывѣ чувствъ, съ благоговѣніемъ положилъ земной поклонъ угодникамъ Божіимъ. Когда же я поднялся на ноги, то Преподобные скрылись изъ моихъ глазъ и стали невидимы. Не скоро я могъ придти въ себя, настолько это сильно потрясло и поразило меня. Но когда я понялъ и убѣдился, что я, недостойный, сподобился видѣть своихъ Преподобныхъ Отцевъ Сергія и Германа, тогда умилилось моё сердце и слезы ручьемъ потекли изъ глазъ моихъ. И я плакалъ нѣсколько дней. Конечно, я старался скрыть свои слезы отъ братіи и никому въ то время ни слова я не проронилъ о своемъ видѣніи; а самъ съ тѣхъ поръ сердечно увѣровалъ, что угодники Божіи тутъ же обрѣтаются и ещё сильнѣе любовію привязался къ нимъ.

23. СМЕРТОНОСНОЕ ПИТІЕ

Iеросхимонахъ Антипа II

Господь во святомъ Евангеліи говоритъ: Аще что и смертно испіютъ, не вредитъ ихъ (Мк. 16, 18). По вѣрѣ въ помощь Божію можно и смертоносное и ядовитое что-нибудь выпить и не потерпѣть ни малѣйшаго для здоровья вреда. Одному нашему Іеромонаху пришлось служить въ одномъ глухомъ мѣстѣ въ Финдяндіи. При первой же литургіи онъ ощутилъ въ большомъ мѣдномъ посеребрянномъ потирѣ, въ огромной его подстановкѣ, что-то жидкое движущееся. Онъ сталъ осматривать его со всѣхъ сторонъ, но нигдѣ отверстія видимаго не нашелъ, между тѣмъ, въ днѣ потира, несомнѣнно, была какая-то жидкость. Тогда онъ понялъ, что, по всей вѣроятности, въ потирѣ есть какая-нибудь невидимая для глазъ дырочка и въ неё, время отъ времени, капелька за капелькой, во время совершенія св. литургіи утѣкала Божественная Кровь. Сталъ онъ искать, какъ бы отнять самую подножку отъ чаши. Долго ему не удавалось, но наконецъ-то удалось отвинтить подставку. И что же? О, Господи, помилуй! Онъ вылилъ оттуда цѣлый большой ковшикъ темно-зеленоватой жидкости. Очевидно, отъ времени мѣдный сосудъ совершенно измѣнилъ обычный цвѣтъ вина и окрасилъ его своею купоросною окисью. Что же дѣлать? Вѣдь это же изъ св. потира натекла Божественная Кровь Христова, надо её употребить. Но съ другой стороны: какъ же и пить-то её? Вѣдь это же чистѣйшій ядъ — окись мѣди, и, безусловно, очень ядовитая и вредная для здоровья жидкость. Не много разсуждая, сей не изнемогшій въ вѣрѣ служитель Престола Божія, подливъ кипятку въ эту жидкость и перекрестившись, выпилъ всю до капельки. И вотъ, Слава Богу! Не потерпѣлъ ни малѣйшаго вреда для своего здоровья. Истинно Господь сказалъ: «По вѣрѣ вашей будетъ Вамъ». Затѣмъ чрезъ добрыхъ людей Богъ помогъ ему пріобрести для этого храма новый хорошій серебряный сосудъ-потиръ; а прежній упразднить какъ несоотвѣтствующій своему назначенію.

24. БЛАГОДУШІЕ СТАРЦА ІЕРОМОНАХА ОТЦА АЛЕКСІЯ

Iеросхимонахъ Алексiй

Отцы наши, помимо внутреннихъ добродѣтелей, имѣли и внѣшнія прекрасныя качества, при содѣйствіи которыхъ они старались ничемъ не опечалить и не оскорбить своихъ собратій, покрывая своимъ великодушіемъ и любовію часто невольныя ихъ ошибки и погрѣшности.

Однажды къ старцу О. Антипѣ ІІ-му пришелъ по нѣкоему дѣлу его сотоварищъ по скиту Всѣхъ святыхъ старецъ отецъ Алексій. О. Антипа любезно принялъ гостя и, побесѣдовавъ съ нимъ о чёмъ надо было, пригласилъ его попить съ нимъ чайку. О. Алексій, не желая огорчить старца отказомъ, согласился на его предложеніе. Вскорѣ уже появился на столѣ кипящій самоваръ. Наливъ себѣ и гостю по стакану чая, О. Антипа самъ сталъ пить чай съ наколотымъ ещё заранѣе на мѣлкіе кусочки сахаромъ, а для гостя, какъ бы желая получше его угостить, придвинулъ въ коробочкѣ сахарный песокъ и, съ любовью угощая гостя, собственными руками положилъ ему въ стаканъ двѣ переполненныя ложки сахарнаго песку. Но, увы! Къ сожалѣнію, это былъ не сахарный песокъ! Но надо же быть такому грѣху, какъ впослѣдствіи оказалось: по ошибкѣ вмѣсто сахарнаго песку, онъ ему положилъ двѣ ложки соли, которая хранилась у старца въ одинаковой же коробочкѣ. О. Алексій, помешавъ ложечкой въ стаканѣ чай и проглотивъ глоточекъ чая, понялъ, что старецъ по ошибкѣ положилъ вмѣсто сахарнаго песку соли, но чтобы не смутить старца и не опечалить его, онъ никакого вида не показалъ ему въ этомъ, а понемножку съ веселымъ лицомъ выпилъ весь этотъ соленый чай. Отецъ Антипа предложилъ гостю выпить ещё стаканъ, но О. Алексій, добродушно поблагодаривъ хозяина, отказался, ссылаясь на то, что недавно пилъ чай и поэтому сейчасъ больше пить не хочетъ. Побесѣдовавъ на пользу душевную, старцы любезно простившись разстались. Спустя нѣкоторое время О. Антипа понялъ свою ошибку, и хотя очень глубоко сожалѣлъ о ней, но вмѣстѣ съ тѣмъ удивлялся выдержкѣ, терпѣнію и благодушію О. Алексія, покрывшаго его невольную ошибку своею любовію. Поистинѣ, по выраженію Премудраго: Терпѣливъ мужъ многъ въ разумѣ (Притч. 14, 29).

25. ВРАЗУМЛЕНІЕ И НАКАЗАНІЕ ЗА ОСУЖДЕНІЕ ІЕРОМОНАХА

Святой апостолъ пишетъ: «Пресвитеры сугубыя чести да сподобляются». А посему презирать ихъ или хотя внутренно осуждать, уничтожать и злобиться весьма нехорошо и погрѣшительно. Пользуясь этимъ, врагъ рода человѣческаго дерзновенно приражается къ человѣку, нанося ему различныя искушенія и напасти. Одинъ инокъ повѣдалъ намъ слѣдующій бывшій съ нимъ случай. «Когда я жилъ въ Германовскомъ скиту на островѣ, то случилось, что у насъ при церкви не было іеромонаха. Прежній уѣхалъ въ монастырь, а назначенный вмѣсто него замѣститель ещё къ намъ не пріѣхалъ. Между тѣмъ, подходилъ великій праздникъ — Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, и мы всѣ съ нетерпѣніемъ ждали пріѣзда іеромонаха. Наканунѣ праздника вдругъ пріѣхалъ іеромонахъ, но не тотъ, котораго мы ожидали, а другой нежелательный ни хозяину скита, ни намъ. У меня въ душѣ всколыхнулось злое чувство, непріязнь къ пріѣзжему іеромонаху. А когда я узналъ, что завтра даже и литургіи не будетъ, такъ какъ нѣтъ просфоръ, то зло въ моей душѣ ещё болѣе усилилось и наполнило мое сердцѣ. По своей безпечности и грѣховному омраченію я не отогналъ это недоброе чувство, но весь день былъ въ омраченіи этого зла, такъ и легъ спать. Проснувшись ночью, около 2-хъ часовъ, я вздумалъ помолиться ради праздника Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы и прочитать Божіей Матери акаѳистъ. Хотя ещё зло въ душѣ моей не прошло, но я всё-таки бодро всталъ на молитву, думая помолиться подольше и прочитать нѣсколько акаѳистовъ Матери Божіей.

Но видно неугодна была моя молитва Господу и Пречистой Его Матери, возносимая от души, исполненной непріязненнымъ чувствомъ къ пресвитеру Божію. Только что я приступилъ къ чтенію акаѳиста, какъ слышу вдругъ, позади меня дверь моей келліи съ шумомъ растворилась, и я почувствовалъ, словно холодный вѣтеръ ворвался въ мою келлію, при этомъ слышался какой-то шумъ, словно сухіе древесные листья шуршали около меня. Я съ большимъ удивленіемъ, обомлѣвъ отъ страха, повернулъ голову, желая узнать причину всего происходящаго, и вотъ ясно вижу: большая черная змѣя, аршина полтора длины и въ руку толщиной, извиваясь и шурша ползетъ по полу около моихъ ногъ. У меня рѣшительно волосы на головѣ отъ ужаса встали и я уже не помню, какъ я сѣлъ на стулъ и впалъ въ безпамятство. Когда же я очнулся, то вижу, восковая свѣча почти вся сгорѣла, и ещё бы одна минута, то и псалтирь раскрытый загорѣлся бы, а съ нимъ и пелена на аналоѣ и всё прочее вспыхнуло бы. Сначала я ничего не могъ припомнить и сообразить, настолько мнѣ сильно отшибло память; потомъ уже всё вспомнилъ. Келлія моя была наполнрна какимъ-то отвратительнымъ запахомъ, который на нѣсколько дней пропиталъ её такъ, что многіе меня спрашивали: «Отчего у тебя такой гадкій запахъ въ келліи?» Но я никому не говорилъ причины сего. У меня же языкъ не могъ говорить недѣли двѣ, словно его кто держалъ, и я на вопросы братіи, почему я не говорю, съ трудомъ отвѣчалъ: «Языкъ болитъ». Въ довершеніе случилось у меня то, что я въ жизни своей никогда не испытывалъ: появились у меня паразиты на тѣлѣ, кромѣ головы и ногъ въ такомъ ужасающемъ и несмѣтномъ количествѣ, что мнѣ убивать ихъ было невозможно, при всемъ моемъ стараніи, и я спасался отъ нихъ только тѣмъ, что три раза въ день погружалъ свою рубашку въ кипятокъ, а чистую надѣвалъ, но и та рубашка чрезъ малое время была полна паразитами. Это ужасное мое состояніе, которое я ото всѣхъ тщательно скрывалъ, продоржалось около двухъ мѣсяцевъ, затѣмъ прекратилось совершенно.

Такъ-то Господь меня вразумилъ и наказалъ, попустивъ злому врагу навѣсти на меня такой страхъ, ужасъ и болѣзнь, какихъ я никогда ещё въ жизни своей не испытывалъ. Слава Богу, что я ещё съ ума не сошелъ грѣшный; видимо, Царица Небесная пожалѣла ещё меня. Съ этихъ поръ я сталъ бояться имѣть гнѣвъ и злобу на кого бы то ни было, а тѣмъ болѣе на пресвитера Божія.

26. ЧУДЕСНОЕ ИСЦЪЛЬНІЕ МОНАХА ѲЕОФИЛАКТА