«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Января 18-го 1821 года

[Р. 5.] Сестрице вашей Божие благословение и по просфоре вам; письмо брата вашего возвращаю.

Письмо 14

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше от матери Маврикии я получил, в котором пишете о душевном своем расстройстве и не знаете, что с собою делать, что приходите в худшее состояние, и даже до отчаяния, и просите меня, чтоб я вас побранил. На сие вам отвечаю: кто любит наказание и обличение и приемлет оное, тому может быть это врачевством душевным. Святой Апостол Павел говорит к Тимофею: Всяко Писание богодухновенно и полезно (есть) ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован(90). Теперь уже доходит дело, по просьбе вашей, и до того, что должно побранить вас; но я вам же сие поручаю: побраните вы себя хорошенько. Скажите себе: "Феофания, кто ты? Земля, прах, пепел, пища червей и как можешь противиться слову Божию, Небесному учению?". Христос, Сын Божий, велит терпеть! В терпении вашем стяжите душы вашя(91), а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос, Сын Божий, Сам изволил терпеть нашего ради спасения, будучи безгрешен. Итак, скажите еще себе: "Опомнись! Ежели в здешней жизни неприятные случаи приводят тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение? Сходно ль оно с христианскою жизнью, а паче с духовною? Господь тебя призвал в служение Себе, вчинил тебя в число Ангельское, ввел тебя в Свою небесную ограду, в святую обитель, но ты не чувствительна, чего ж тебе недостает? Только что переселения в Царствие Небесное? Потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал. Занимаешься ты пустыми мыслями, оставляешь Господа Бога, надежду на Него не полагаешь; бежишь мысленно от лица Его; Он зовет: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы... научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(92). Еще скажите себе: "Феофания, смотри, что ты делаешь? Пренебрегаешь смиренные глаголы Создателя своего, приятное призывание: Приидите ко Мне... Я упокою вас. Что сего драгоценнее? Хотя б кто имел сокровище всея вселенныя, может ли оно упокоить? Может ли дать Царствие Небесное? Но ничего вечного дать не может, а только что одно мечтание покажет к прелести, как находящемуся во сне". Уснуша сном своим и воставше ничтоже, обретоша... в руках своих(83). "Ежели Феофания,— скажите себе,— не очувствуешься и не восхочешь смирить себя и предать себя Господней воле, то можешь услышать страшное изречение Господа своего, Благодетеля, Отца премилосердого: Идите от Мене,— куда ж? — во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его(94)". Страшное изречение благого, кроткого и премилосердого Отца! Вот до чего нас доводят грубость, ожесточение и окаменение и нечувствие наше о всех излиянных на нас милостях! Я с моей стороны прошу вас, признайте свою погрешность пред Господом Богом, падите пред лицем Его и скажите: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя(95). Тогда услышишь благословенный глас: "Отпущаются грехи твои, буди в мирной жизни и тишине и ктому(96) не согрешай". Нам довольно примеров, погрешали и святые и получали прощение; были и великие грешники и грешницы, обратились ко Господу, раскаялись,— Господь дал им жребий такой же, как и святым.— Не смущайтесь, скажите себе пророческое слово: Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти... и нози мои от поползновения(97). Ежели приводят тебя в беспокойство резчик и позолотчик, что ж делать? Тоже прибегнуть к терпению: Бог все исправит, хотя несколько и попозже, нежели как располагали своими мыслями. Не было ли к благому намерению попущения тщеславных мыслей, что вы успеете свой придел привести ко освящению прежде других, забыв просить помощи Божией? И так-то в свое время, назначенное вами, и не исполняется, но исполнится: помолитесь Господу Богу, чтоб вспомоществовал, и Бог поможет, а вы свое старание прилагайте без смущения.

Итак, желая вам спокойной жизни, пребуду вашего преподобия усердный всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Июля 11-го 1821 года

Письмо 15

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше и образ Божией Матери во имя "Толгской" я получил. Усерднейше благодарю за дар неоцененный; я исполню просьбу вашу: буду иметь в своей келье. За поздравление с Новым годом вторично благодарю. Даруй, Боже, вам совлещися ветхого человека и облещися в нового! Ветхий человек во искушении, в расстройстве, а новый — в терпении и в великодушном уповании на благодать Божию. Ваше письмо наполнено смущения и боязни, по слову святого Давида: Тамо убояшася страха идеже не бе страх(98). Святой пророк Иона хотел уйти от лица Господня, но как пострадал? Пожрен был китом, но, когда, признав свое погрешение — намерение его бежать в Фарсис противу воли Божией, обратился в сокрушении сердца и воззвал из чрева китова: Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя(99), и Внегда скончаватися... души моей, Господа помянух(100), какая ему надежда была избавиться от совершенной погибели? По нашему мнению, дело невозможное; но Господь повелел киту, и без вреда он извергнул Иону, и принужден исполнить волю Божию: идти в Ниневию проповедовать прощение Божие, чтобы покаялись. Вы, мать Феофания, малодушествуете наподобие Ионы. Господь Бог призвал вас в преддверие небесное, в святую обитель, но маленькие прискорбия приводят вас в отчаяние, и говорите или мыслите: зачем вступила в обитель? И так противитесь воли Божией. Вам бы должно сказать себе: "Бог призвал меня послужить Ему во временной сей жизни и как я могу противиться воли Божией?". Временная жизнь нам известна, что она есть искушение. Сам Христос, Сын Божий, нам оставил пример; чего Он ни пострадал в здешней жизни? А потом Апостолы и святые мученики? То, сравнив наше искушение противу их, как можете сказать, что "в отчаяние от нетерпения прихожу"? Мы должны благодарить Господа, что живем в спокойствии и никакого бедствия не видим, кроме собственных наших грехов; противу сего зла должно все силы свои употреблять, очистить душу и тело от всякой скверны. Время еще не прекратилось, мы знаем временной нашей жизни счет: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет(101), а будущей жизни счету никто не может знать; но там уже будет жизнь безгрешная, Ангельская. Сподоби нас, Господи Боже, получить то блаженство, яже уготова... любящым Его(102)! Итак, имуще неложное обещание получить вечное блаженство, должно временное вменять, яко сонное мечтание, и забывать мимошедшее, а на преднее простираться(103). Оставить смущение, а уповать на милость Божию. Он избавит праведных от всех скорбей их, и теперь они пребывают в непрестанной радости, насыщаясь доброты неизреченныя, ликовствуя с лики Ангельскими и насыщаясь непрестанно лицезрением Божиим,— вот в чем наше блаженство. Ежели сравнить мирскую жизнь с духовною, то можно сказать, [это] одно привидение, а не истина. Прошу вас не верить внушениям вражьим, а лучше верить Самому Богу, как сказал Христос, Сын Божий, от имени Отца Своего Небесного: никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец Мой привлечет Его(104). Вы не только призваны, но и привлечены; не противьтесь воли Божией, а почаще говорите: да будет воля Твоя святая!

Сожалею о болезни матери игуменьи; я бы посоветовал ей попить редечного соку, хотя по столовой ложке, но лучше смешавши с конопляным толченым семенем и выжавши из двух одно соединение.