«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо ваше с письмом Александры Алексеевны я получил и их читал. Даруй, Боже, Александре Алексеевне благое свое намерение совершить! Начало оного, как она в своем письме упоминает, прияла от вашего преподобия, однако прийти в сознание своих недостатков и переменить жизнь есть действие Божие, по слову Его святому: без Мене не можете творити ничесоже(105). Но как начать жизнь духовную, пусть просит вашего же наставления, яко свою учительницу. С вашей стороны должно отвечать, чтоб она училась от Самого Господа, по слову Его святому: научитеся, — изволил Он пречистыми Своими устами сказать,— от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(106). Вот первая наука, а потом: в терпении вашем стяжите душы вашя(107). Приготовляться надобно к кротости, смирению и терпению: всего будет много противного сему. Что же касается до молитвы, то всякая молитва благоприятна Господу; святые Отцы поучали, чтоб не расхищен был ум в оной молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного", ходя, сидя и делая что. А иные двенадцать псалмов читали во дни и в нощи, которые и положены в молитвенниках; иные — Псалтирь, а в обителях — церковная служба и общее правило. Итак, что хощет на первый случай избрать — в ее воле или что ваше преподобие назначите ей. А я со своей стороны советовал бы читать со вниманием утренние и вечерние молитвы: в них все изображено и к признанию своих недостатков, и ко умилостивлению Господа. А святой праотец Давид имел во уме своем Господа, говоря так: Предзрех Господа предо мною выну(108), яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании(109); и хотя сего стяжать трудно, чтоб всегда иметь в разуме Господа, однако не невозможно, как святые Отцы стяжали оное и поучали других, о чем многие их поучения мы имеем, а паче преподобного Макария Египетского. Итак, пусть приступает ко Господу без сомнения: Он зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ; и кто обратится от греховной жизни, на Небеси радость бывает о едином грешнике, кающемся паче, нежели о девяносто девяти праведных, иже не требуют покаяния(110). Дивны дела Твои, Господи, дивен во святых Своих, дивен и в грешных; Он праведных любит, а грешников милует, и о обращающемся на Небеси радуются Ангелы Божий, а кольми паче святые, угодившие Господу. И когда она имеет способ решиться с мирскою жизнию, да поможет ей Господь; только на первый случай должна осторожно поступать, чтоб не навести какого искушения, когда сказано, что мудрование плотское вражда на Бога(111), кольми паче на рабов Его или на рабынь; спасет ее Господь за благотворение к вашей обители, а в обители живущие, хотя по поклону положат за благотворящую, то сто двадцать поклонов относиться будут в пренебесный и мысленный жертвенник.

Итак, желая вашему преподобию и ученице вашей тех благ, ихже Бог уготова любящим Его, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Ноября 9-го 1822 года

Письмо 17

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше я получил, в котором пишете и жалуетесь на свое душевное неустройство; не можете преодолеть горделивого нрава и вспыльчивой привычки, а паче осуждения других. На сие вашему преподобию ответствую: мы ныне находимся не в мирской жизни, а в духовной; вы только вступили в оную и почитаться должны новоначальною, то и неудивительно, что вкорененная привычка в мирской жизни преодолевает духовную жизнь. Не отчаивайтесь милости Божией, Господь к вам милостив будет и за то только, ежели вы, недостатки свои признав, раскаиваетесь в оных и сокрушаетесь, а не ожесточаетесь; однако надобно все силы душевные употреблять, чтоб вражию науку искоренять: гордость, тщеславие, осуждение, непримирение, ожесточение, ненависть, злобу, вспыльчивость. А учиться должно от Самого Господа, что Он изволил сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(112). Не осуждайте, да не осуждены будете(113). Аще отпущаете человекам согрешения их, и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши(114). Да и прочая наука Самого Христа Спасителя нашего, писанная в научение наше во Евангелии и Апостоле. Сему должно последовать; должно облещися в нового человека, а ветхого совлещися и так помалу навыкать добродетелям, яко Божественному учению, а пороки искоренять, яко вражие сияние. И когда что случайно возмутит ваш дух, тотчас сказать себе: "Сие противно Создателю моему. О Феофание! Бога ли не послушаю? То что последует за преслушание? Смущение, расстройство в мыслях, досада, огорчение, гнев, вражда и прочие развраты и чрез то должно противиться своему Создателю, не исполнять воли Его, а послушать врага, хотящего погибели нашей. Господь хощет нам быть чадами Его, обещает нам временное и вечное блаженство, как изволил сказать: Взыщите прежде Царствие Божие... и сие вся приложатся вам(115); а враг хочет всех благ лишить нас, как временных, так и вечных, и сходно с духовною жизнью". И так поувещевайте себя; Господь к нам милостив, все способы употребляет ко спасению нашему, а нам должно послушать гласа Его: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших; не хощу смерти грешника... но еже обратитеся и живу быти ему(116). Я желаю вам не только освободиться от борющих вас страстей, но искоренить их и быть чадом Божиим, быть же и наследницею Царствия Небесного, которому не будет конца.

Вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Декабря 13-го 1823 года

Р. 5. Я сегодня поеду в Филипорабскую пустынь(117). Посылаю вашему преподобию трое четок и три просфоры, как изволили писать; извольте себе взять четки и просфору назначенную, а прочее — матери Зинаиде и матери Варсонофии; даруй, Боже, им быть смиренными, непоколебимыми во исполнении воли Божией и чтоб смотрели душевными очима на свои только недостатки, не касаясь других! Собственные наши недостатки Господь уподобляет в очесе нашем бревну, а в очесе других сучцу. И да будет на них Божие благословение!

Письмо 18

Преподобнейшая мать Феофания!