«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если тебе приехать к нам теперь, то неудобно: у нас холодно, ты больная, расход и потеря времени.

Господь душе и телу твоему да будет заступник.

Письмо 74

12.3.1954 г.

Письмо той же

...Господь по Своему милосердию дал тебе хоть малую часть вкусить, яко благ Господь, подобно как апостолам на горе Фаворской. Св. апостол Петр сказал: "Хорошо нам здесь быть". Однако знай, иногда приходится побывать на Голгофе. Не против чего так не восстает дьявол, как против молитвы; иногда он наводит разные помыслы, даже хульные, иногда действует через людей и бывают разные клеветы, иногда сухость в сердце, леность и многое другое.

Это я тебе напомнил, чтобы ты не унывала, когда придется испытать упомянутое. Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание.

Старайся никого ни в чем не осуждать, а о вражде сама знаешь по опыту. Во вражде Господь молитву не приемлет, все святое Евангелие говорит об этом.

Вот что еще: очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то получила великое, а другие этого не знают. Ведь были такие подвижники, что были восхищены в другой мир и видели славу святых, люди прославляли их, и они возмечтали о себе, и гордость дьявольская овладела ими, и они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.

Господь да хранит вас с дочерью.

Письмо 75

11.3.1953 г.

Заступница усердная, Мати Бога Вышняго…

... Твое письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что "уны дух твой в тебе и смятеся сердце твое". В конце письма пишешь: "Вы, наверно, почувствуете, что хотелось мне сказать". Как же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала — все это у меня есть, точно с моего сердца скопировала. Ну что же нам с тобой делать? Не кричать же караул! Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы Господь помог нам, грешным, положить начало. Ты пишешь: "Я очень глупая, все хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит", а я век свой прожил в монастыре, и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком.

Я ведь тоже, по натуре, человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так не думаю, как ты думаешь: "наказание Божие". Это нам на пользу, от этого рождается смирение. Надо очень бояться гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша жизнь подобна кораблику, плывущему в море,— приходится все невзгоды терпеть, иначе и быть не может.

Письмо 76

4.10.1955 г.

Христос посреди нас!

Радуюсь, что вы помните Валаам и чувствуете помощь от преп. Сергия и Германа. Вы пишите, что имеете вражду на тетю уже 16 лет и не можете примириться. Это очень печально: знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как ты можешь читать молитву «Отче Наш»: "...остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим"? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти в Евангелии, в 5-й главе от Матфея ст.23. Сам Господь даже молился Отцу Своему за распинателей: "Отче, отпусти им, не видят, что творят" (от Луки, 23, 34). И св. апост. архид. Стефан молился за побивающих его камнями: "Господи, не постави им греха сего" (Деяния апост. 7, 60). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя, но внимательно рассмотри себя, может быть, ты и сама не права была; пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси Его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо суд Божий во второе пришествие будет по Евангелию.

В молитве ко Св. Причащению говорится: "Иди, примирись тя опечалившим", а если не примирившись, приступишь ко Св. Причащению, тогда Св. Тайны не вменятся в тайны. Вот что еще есть в церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Дьявол навел на них такую вражду, что никак не могли примириться. Тогда было гонение на христиан, священник Саприкий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Никофор спросил священника: мучениче Христов, прости меня ради Христа, но жестокий священник не простил и сказал мучителям: отрекаюсь от Христа, а Никифор объявил себя христианином и отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой тяжкий грех вражда, после тяжких мучений погиб человек. Из многих примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не примиришься с тетей.

Призываю на вас Божие благословение, примири и храни вас Господь.