Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

588

Втор. ,19, 14.

589

Евсевий. Церковная история. VII, 7.

590

В 60-м письме, к Юбаяиу, св. Киприан также указывал на то, что еретическое крещение не имеет ничего общего с церковным. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 286-287.

591

Такие заключения выводит из рассматриваемого случая Ниль в своей «Истории св. Восточной Церкви» (Neal. Op. cit. P. 63—64).

592

Возможность подобных случайностей признавал и св. Киприан. См. его 60-е письмо, к Юбаяну. Творения св. Киприана в русск. пер. Т. II. С. 299.

593

Так объясняется отказ св. Дионисия в цитированном выше месте «Истории» Ниля. Сознавая, что такое толкование расходится с прямым смыслом слов св. Дионисия, Ниль старается выйти из затруднения при помощи совершенно произвольного предположения, будто св. Дионисий, указывая на долговременное пребывание старца в общении с Церковью, имел в виду только успокоить просителя, а не объяснить свой отказ ему в глазах Римского епископа.

594

Такую мысль выражает Фирмилиан в послании к Киприану (Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 335), но не подлежит сомнению, что и св. Киприан держался такого же мнения.

595

Евсевий. Церковная история. VII, 9.

596

65-е письмо Киприана, к Сукцессу, о возвращении послов, из Рима с известием о гонении. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 359.

597

Vita Sancti Cypriani, сига Prudentii Maran adornata. См.: Migne. PL. Т. IV. 1844. Col. 165, Понтий в своем трактате De vita et passione s. Cypriani (Migne. PL. Т. III. Col. 1494) называет Сикста II «блаженнейшим мучеником».

598

Евсевий. Церковная история. VII, 9.

599

Ср. выше, с. 39, прим. 5.