Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

609

По мнению Дитриха (Op. cit. S. 84), Евсевий умышленно «выбрал из писем о крещении только безразличные или благоприятные для Дионисия места и более всего старался представить его лишь посредником мира». Дитрих видит в таком намеренном выборе не вполне удавшуюся попытку скрыть согласие Александрийского епископа с малоазийской и африканской практикой ввиду того, что это согласие могло «бросить некоторую тень на православие александрийцев». Но такое объяснение, вполне естественное в сочинении католического писателя, несогласно с действительным отношением св. Дионисия к малоазийской и африканской практике. Мы уже видели, что Александрийский епископ был так же далек от крайнего мнения Киприана, как и от крайнего мнения Римского епископа.

610

В 69-й главе своего сочинения «De viris illustribus» Иероним пишет о св. Дионисии: «Hic in Cypriani et Africanae synodi dogma consentiens de hereticis rebaptisandis ad diversos plurimas misit epistolas».

611

Послание CLXXXVIII, к Амфилохию о канонах: «τό δέ των Πεπουζηνών (βάπτισμα) ούδένα μοι λόγον εχειν δοκεΐ' και έθαύμασα πώς κανονικόν όντα τον Διονύσιον παρήλθεν. 'Εκείνο γάρ έκρινον οι παλαιοί δέχεσθαι βάπτισμα, τό μηδέν της πίστεως παρεκβαΐνον». Несколько ниже св. Василий пишет: «ού γάρ έβαπτίσθησαν οί εις τά μη παραδεδομένα βαπτισθέντες. 'Ώστε, εί καί τόν μέγαν Διονύσιον τοϋτο παρέλαθεν, άλλ' ήμϊν οΰ φυλακτέον την μίμησιν του σφάλματος». См.: Migne. PG. Т. XXXII. 1857. Col. 664-665,668; ср.: Творения св. Василия Великого. Ч. 7. М„ 1848. С. 1-3.

612

См. у Биея в «Acta sanctorum» (ed. Carnandet. Octobris tomus secundus. Parisiis et Romae, 1866. P. 39, num. 113; P. 128, num. 114).

613

Neal. Op. cit. P. 62-64.

614

Byeus. Op. cit. P. 40-41, num. 119.

615

Foerster. De doctrina et sententiis Dionysii Magni. Berolini, 1865. P. 26-29.

616

См.: Byeus. Op. cit. P. 128, num. 113, 117.

617

Harnack. Op. cit. S. 425.

618