Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Красный добротою паче всех человек, яко беззрачен, мертв является, естество украсивый всех.

Иисусе сладкий Мой, и спасительный Свете, во гробе како темном скрылся еси! о несказанного и неизреченного терпения!

О чудес странных! о вещей новых! дыхания моего податель бездыханен носится, погребаем рукама Иосифовыма!

Сотрясеся страхом, Слове, вся земля, и денница лучи скры, величайшему в земли сокровенному Твоему свету.

Кто изречет образ страшный, воистину новый; владычествуяй бо тварию, днесь страсть приемлет и умирает нас ради!

Поклоняюся страсти, воспеваю погребение, величаю Твою державу, Человеколюбче, ими же свободихся страстей тлетворных.

О Божий Слове! о Радосте Моя! како претерплю тридневное Твое погребение; ныне терзаются утробою матерски.

О горы и холмы, и человеков множества, восплачитеся и вся рыдайте со мною, Бога вашего матерью!»

Из второй:

«Достойно есть величати Тя, Жизнодавца, на кресте руце простершаго и сокрушшаго державу вражию.

Уснул еси, Христе, естественноживотным сном во гробе, и от тяжкого сна греховного воздвигл еси род человеческий.

Убояся Адам, Богу ходящу в рай, радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь.

Велие и ужасное видение ныне зрится, живота сый виновный, смерть подъят, оживити хотя всех.

Песнми Твое, Христе, ныне распятие и погребение вси вернии празднуем, избавльшеся смерти погребением Твоим».

Из третьей:

«Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Христе Мой.

Снем с древа, иже от Аримафея, плащаницею обвив во гробе, Тя погребает.

Гряди вся тварь, песнми исходныя принесем Зиждителю.

О ужасного и странного видения, Божий Слове! како земля Тя спокрывает!

Плачет и рыдает Тя Пречистая Мати Твоя, Спасе Мой, умерщвленного.

Ужасаются умы страшного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.

О Троице Боже мой, Отче, Сыне и Душе, помилуй мир!»

Не менее высокое благоговение к непостижимым тайнам спасения мира изображается в утреннем каноне Великой Субботы. Первые четыре песни канона сочинены в 8 в. Марком, епископом идрунтским; от 6–й же песни до конца — Косьмой маиумским, песнопевцем того же века; а ирмосы — инокинею Кассиею, в 9 веке, по повелению греческого царя Льва.[572]

«Содрогнись от ужаса, небо! — поет Церковь. И двигнитесь основания земли! Се Обитающий в селениях горних является в числе мертвых, и заключается в тесном гробе.[573]

Сколько чудес необычайных! сколько благости! сколько непостижимого терпения! Обитающий в селениях горних по собственной воле допускает запечатать Себя в недрах земли!

Неизъяснимое чудо! Тот, Кто среди пещи избавил св. юношей от пламени, полагается во гробе мертвый, бездыханный, для спасения нашего!

Ныне, Спаситель, Ты освятил седьмой день, который благословил некогда по успокоении от дел: но и среди покоя Ты все производишь и вновь созидаешь.

Как Адам, Ты уснул сверхъестественным, животворным сном, и как Всесильный восставил жизнь от смертного сна.