Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

После канона и великого славословия при колокольном погребальном звоне бывает крестное шествие кругом храма со св. плащаницею и сопровождаемое пением:«Святый Боже», и освещаемое многочисленными светильниками, согласно со словами Церкви, которая называет гроб Христов светлейшим как источник нашего воскрешения.

По совершении крестного хода, пред плащаницею на средине храма читается многознаменательное пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых. Боговдохновенный Иезекииль силою Божиею поставляется среди поля, полного сухих костей человеческих. Господь повелевает пророку прорещи на кости сия: кости сухия, слышите Слово Господне. Се глаголет Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам. на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. Когда прорек Иезекииль, как заповедал ему Господь: и быстъ глас, и се трус, и совокупляхуся кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше, и восходяше, и протяжеся им кожа верху, духа же не бяше в них. После этого Господь повелевает Иезекиилю прорещи о духе: от четырех ветров прииди душе и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. Иезекииль прорек, и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело (Иез. 37). По произнесении пророчества бывает чтение Апостольское об искуплении нас от клятвы законныя Иисусом Христом, который Сам стал по нас клятва (Гал. 3, 13), и Евангельское о запечатании и хранении гроба Христова военною стражей (Мф. 27, 62–66).

Литургия в Великую Субботу.

Навечерие Пасхи.

Сама смерть Господа, за которой последовало Его славное Воскресение (Лк. 24, 7), есть уже предпразднство, или навечерие Пасхи; и притом смерть Спасителя воскресила многих мертвых, которые вышли из гробов и явились в Иерусалиме (Мф. 27, 52). Поэтому богослужение Прав. Церкви в Великую Субботу есть уже навечерие праздника Светлого Воскресения Христова, особенно Литургия, которая по самому времени совершения ее принадлежит навечерию Пасхи.

На вечерне в Великую Субботу, соединенной с Литургией Василия Великого, Церковь предлагает 15 паремий, содержащих пророчества о состоянии унижения Господа и о последовавшем за тем состоянии божественного Его прославления.

Первая из книги Бытия (1, 1–13) о первых трех днях мироздания, прообразовавших три великие дня, в которые Спаситель страданием и смертью Своей воссоздал мир, падший во грех.

Вторая из пророчества (Ис. 65, 1–16) о появлении нового света и славы Господней над Иерусалимом, к которому отовсюду стекаются цари, племена и народы и покланяются самому месту, где стояли ноги Мессии.

Третья из книги (Исх. 12, 1–11) о заклании агнца, бывшего преобразованием Спасителя — агнца Божия (Ин. 4, 29. 36).

Четвертая из книги пр. Ионы (вся книга) о пребывании пр. Ионы внутри рыбы и исшествии из нее, прообразовавших смерть и Воскресение Спасителя в третий день по смерти (Мф. 12, 40).

Пятая из книги Иисуса Навина (5, 10–15) о первой Пасхе в земле ханаанской и о прекращении манны, бывших преобразованием прекращения всех ветхозаветных обрядов, после того как наша Пасха за ны пожрен быть Христос (1 Кор. 5, 7) и христиане причастились новозаветной Пасхи.

Шестая из книги (Исх. 13, 1–31; 15, 1–10) об изведении израильтян из Египта и о чудесном переходе их через Черное море под руководством Моисея, который был прообразованием Спасителя, избавившего род человеческий от рабства греха и смерти.

Седьмая из книги пр. Софонии (3, 8–15) об отвержении иудеев по собрании новой Церкви из всех народов, под управлением Мессии.

Восьмая из 3 книги Царств (17, 8–24) и девятая из 4 книги Царств (4, 8–37) о воскресении Илиею сына сарептской вдовы и Елисеем сына жены соманской. Воскрешенные пророками были прообразованием всеобщего воскресения мертвых во Иисусе Христе.