Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Явясь по Воскресении Своем Марии Магдалине — одной, Господь вторично явился ей же и другим женам, когда они, по повелению Ангелов, со страхом и радостью великой спешили возвестить апостолам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: радуйтесь! Они приступили к Нему, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. Не бойтеся, сказал Он им, идите возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят. Они возвестили апостолам о Воскресении Господа, но ученики не поверили женам (Мф. 28, 1–11; Лк. 24, 9–11). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: умножу печали и воздыхания твоя (Быт. 3, 16), так жены первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость Воскресения!

Третье явление Иисуса Христа по Воскресении, упомянутое в Евангелии, было ап. Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл свое троекратное отречение от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии (Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5).

Четвертое по Евангелию явление было Клеопе и другому ученику. В самый день Воскресения Господня около вечера, Клеопа и другой ученик шли в селение Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 с лишком верст[598]), печально беседуя о недавних приключениях, бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом. К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; но апостолы не узнают Его. На вопрос Господа: о чем они беседуют и отчего печальны? Клеопа, называя Иисуса Христа Пророком сильным в деле и слове пред Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Господа и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы, спутник, обличив несмышленых и косных сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы, и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всем Писании. Дойдя до селения, в которое шли ученики, их спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлег Он с ними, и когда приял хлеб, благословил, и преломив, подавал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о божественной силе слова Его на сердце их. Ибо по признанию их, сердце их горело благодатным огнем, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрание единодесяти апостолов, и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, яко воистину воста Господь. Лука и Клеопа поведали, яже быша на пути и яко Воскресший Господь познася има в преломлении хлеба (Лк. 24, 13–35).

Между тем как ученики беседовали о явлениях воскресшего Господа, Он сам явился среди них, в горнице, которой по Евангелию двери заперты были, и приветствовал: мир вам. Это было пятое явление Господа по Воскресении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. Что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? говорит им Господь. Видите руце Мои и нозе Мои: яко Сам Аз есмъ: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не иматъ, якоже мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они еще не верили и дивились — Он вкушает пред ними поданные Ему рыбу и мед; отверзает апостолам ум разумети писания; предназначает их быть свидетелями исполнения пророчеств о нем, — свидетелями страданий, смерти и Воскресения Его; обещает облечь их Силой свыше для учения, тайнодействия и управления; вторично говорит им: мир вам, и под образом дуновения подает им Св. Духа (Лк. 24, 36–49; Ин. 20, 19–23).

Эти пять явлений Иисуса Христа воскресшего относятся к неделе Пасхи. Итак, воскресшего Господа в первый день Воскресения Его узрели и веровали в Него Пресвятая Дева Мария, жены, мироносицы и все ученики Его, кроме ап. Фомы. По воскресении Своем Господь являлся в продолжение 40 дней многим, и однажды явился более пятистам человек (1 Кор. 15, 6). Одной истине свойственно иметь таких и стольких свидетелей!

Наименование и прообразование Пасхи.

Воспоминанию славного Воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящен Церковью светлый праздник Пасхи. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос своим Пречистым и всесвятым телом и кровью (1 Кор. 5, 7). Слово Пасха есть еврейское, значит прехождение и избавление. Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь ветхозаветная в память того, что Ангел, посланный от Бога погубить египетских первенцев, прошел мимо жилищ евреев и тем избавил их от смерти и рабства египетского (Исх. 12, 23–27). Равно и для христиан Пасха значит прехождение со Христом, избавление и преведение Им верующих от смерти к вечноблаженной жизни.[599]«Великая и священная Пасха, — говорит св. Григорий Богослов, — называется у евреев Пасхой на их языке, где слово это значит прехождение — исторически по причине прехождения и переселения израильтян из Египта и Хананею, а духовно по причине прехождения и восхождения от дольняго в горнему».[600] Бл. Августин пишет:«Слово Пасха есть еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Господь: яко слушаяй словесе моего и веруяй пославшему мя, имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 24). И в другом месте евангелист Иоанн, изъясняя Пасху, говорит, что Господь совершил Пасху с учениками своими, яко прииде ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу (Ин. 13, 1). Итак, прехождение от настоящей смертной жизни в иную бессмертную и блаженную прославляется в страдании и воскресении Господа».[601] Также и в священных песнопениях Церкви говорится:«Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победныя поющия. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». В синаксаре на Пасху говорится:«Пасха проведение толкуется. Она есть день, в который Бог, в начале превел мир из небытия в бытие; день, в который Бог приведши Израильтян сквозь Чермное море, исхитил от рук фараоновых; в который, сойдя с небеси, вселился во утробу Девы, и ныне исхитив род человеческий из ада, возвел и привел на небеса к древнему достоянию нетления».

Поелику Иисус Христос, наша Пасха, прешел и нас превел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертию и Воскресением, то Пасхой называли иногда неделю Страстную и Светлую,[602] неделю страданий — Пасхой Крестной (πάςχα ςταυρώςιμον), Неделю Воскресения — Пасхой Воскресной (πάςχα άναςτάςιμον).[603] По церковному расположению недель и ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день; поэтому эти седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством Воскресения Его и называется Великою. В этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и Воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенном под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя Воскресения Христова.«Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», — говорится в синаксаре в неделю Пасхи, согласно с Апостольскими постановлениями.[604]

Пасха ветхозаветная была преобразованием христианской. Народ богоизбранный праздновал Пасху в память избавления своего из Египта, закалая в жертву агнца непорочного, не имевшего никаких телесных недостатков (Исх. 12, 5); так мы празднуем Пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертью и Воскресением агнца непорочна и Пречиста Христа (1 Пет. 1, 19), Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира и невинно закланный за нас (Ин. 1, 29), несть собственно пасха наша (1 Кор. 5, 7). Древний Израиль праздновал Пасху в память избавления своего от рабства египетского: новый Израиль торжествует Пасху в воспоминание своего избавления от рабства дьяволу и греху. Пасха прообразовательная состояла в употреблении плоти пасхального агнца: наша Пасха состоит во вкушении агнца Божия — Его Пречистого тела и крови. Не сокрушая костей — ели древле прообразовательного пасхального агнца (Исх. 12, 10); и у агнца Божия — Христа не пребиша голеней (Ин. 19, 33–36). Избавленные от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, потомки Авраама шли через пустыню в обетованную землю, кипящую медом и млеком: христиане — духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценной кровью Христа, должны тещи через пустыню мира этого к вечному небесному наследию.

Древность и время празднования Пасхи.

Праздник Воскресения Христова или Пасхи есть древнейший из всех христианских праздников. Он начался с самого времени Воскресения Христова. Его торжествовали св. апостолы и заповедали праздновать всем верующим. Св. ап. Павел, побуждая первых христиан к достойному празднованию Пасхи Христовой, говорит: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос, Темже да празднуем не в квасе ветпсе, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. 5, 8).[605] В постановлениях Апостольских говорится:«Великую неделю св. Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего».[606] Кроме того об апостольском происхождении праздника Пасхи свидетельствуют св. отцы Церкви. Так, Игнатий Богоносец, чтимый в лике 70 апостолов, в своем послании к Филиппийцам упоминает о празднике св. Пасхи, как о всеобщем в его время христианском торжестве. Бл. Августин говорит:«что не писано, а передано, и что храним мы, и что, впрочем, соблюдается во всем мире, то предано или от самых апостолов или от Соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, напр., о ежегодном воспоминании страданий, Воскресения, вознесения Господня и сошествия Св. Духа».[607]

Апостолами указано даже самое время празднования Пасхи христианской, именно после весеннего равноденствия — не с иудеями.[608] Согласно с этим правилом предписывается праздновать Пасху в постановлениях Апостольских.[609] Итак, Церкви в Азии, Понте, Греции, Риме, Италии, Африке, Ливии, Египте, Испании, Галлии, Британии, непрерывно и свято соблюдая предания апостольские, издревле праздновали Пасху Христову не с иудеями, которые распяли Иисуса Христа и которых Пасха по течению самих событий предваряет христианскую, но после весеннего равноденствия и полнолуния, — и после Пасхи иудейской, в первый воскресный день. Этому правилу не следовали некоторые христиане Сирии, Месопотамии и Киликии, обращенные из малоазийских иудеев, которые, по своим преданиям, совершали праздник христианской Пасхи по обычаю ветхозаветному, в одно время с Пасхою иудейскою, в 14 число первого после весеннего равноденствия месяца, в какой бы день недели это число ни случилось. В этот день разрешали и пост.[610] Видеть такое разногласие в праздновании Пасхи между христианами, из которых одни еще держат пост, а другие веселятся, — было соблазнительно. По этому поводу пастыри Церкви имели между собой сношения и совещания. Св. Поликарп, епископ смирнский, живший в конце 1 и в начале 2 века, сам лично был в Риме для совещания с папою Аникитой о водворении между христианами единовременного празднования Пасхи. Для водворения этого единства во многих местах были также держаны Соборы.[611]

Частные предания христиан о времени празднования Пасхи согласил первый Вселенский Собор, постановив праздновать Пасху всем христианам в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого весеннего, или мартовского, полнолуния. Если же полнолуние случится в пятницу, или в субботу, или в воскресный день, то праздновать Пасху в следующий воскресный день, дабы Пасха христианская всегда была после иудейской, ибо Христос воскрес после оной. Так, равноапостольный Константин, заботясь о мире и единении Церкви Божией, с радостью писал по окончании Никейского Собора пастырям Церкви, не бывшим на нем, о Соборном постановлении праздновать Пасху всем христианам в один известный воскресный день.«После рассуждения о святейшем празднике Пасхи общим решением всех найдено справедливым, чтобы все и везде праздновали ее в один день. Ибо что может быть превосходнее и величественнее, как этот праздник, в который подана нам надежда бессмертия, сохранять всем совершенно одинаково! Напротив, найдено недостойным торжествовать святейший праздник по уставам и обычаям иудеев (которые осквернили руки свои тяжким злодеянием). У нас ничего не должно быть общего с иудеями: мы стоим на ином пути, который указан нам Спасителем. Для нашей святейшей веры предлежит поприще и законное, и благоприличное; итак, твердо и единодушно держась на этом поприще, почтеннейшие братия, уклонимся от подражания иудеям. Спаситель наш предал нам один праздничный день нашего искупления чрез Свое Воскресение и хочет, чтобы была одна Кафолическая Церковь. Члены ее хотя принадлежат многим и разным местам, но одушевляются одним духом, волею и содействием Божиим. Итак, благоразумие вашей святости тщательно да обсудит, сколь важно и сколь непристойно одним в одни и те же дни поститься, а другим торжествовать: и после дней Пасхи одним праздновать и веселиться, а другим соблюдать установленные посты. Таким образом, я думаю, как и все вы видите, что божественному промыслу угодно, чтобы празднование Пасхи установлено было также по одному правилу. Поступая же так, чтобы у нас не было ничего общего с обыкновением убийц Спасителя, мы должны хранить вместе и тот прекраснейший обычай, который соблюдают все Церкви, пребывающие и в странах Запада, и Полудня, и Севера, и в некоторых местах, принадлежащих Востоку: значит поступать так все считают правильнее.

Такого постановления, значит, требует справедливость. Кратко скажу, общему изволению всех угодно было, чтобы святейший праздник Пасхи празднуем был всеми в один день. Итак, охотно примите определение Собора как дар Божий и повеление, свыше посланное. Ибо что поставляется св. Соборами епископов, то должно приписать изволению Божию».[612]