Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Поелику Иисус Христос, наша Пасха, прешел и нас превел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертию и Воскресением, то Пасхой называли иногда неделю Страстную и Светлую,[602] неделю страданий — Пасхой Крестной (πάςχα ςταυρώςιμον), Неделю Воскресения — Пасхой Воскресной (πάςχα άναςτάςιμον).[603] По церковному расположению недель и ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день; поэтому эти седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством Воскресения Его и называется Великою. В этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и Воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенном под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя Воскресения Христова.«Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», — говорится в синаксаре в неделю Пасхи, согласно с Апостольскими постановлениями.[604]

Пасха ветхозаветная была преобразованием христианской. Народ богоизбранный праздновал Пасху в память избавления своего из Египта, закалая в жертву агнца непорочного, не имевшего никаких телесных недостатков (Исх. 12, 5); так мы празднуем Пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертью и Воскресением агнца непорочна и Пречиста Христа (1 Пет. 1, 19), Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира и невинно закланный за нас (Ин. 1, 29), несть собственно пасха наша (1 Кор. 5, 7). Древний Израиль праздновал Пасху в память избавления своего от рабства египетского: новый Израиль торжествует Пасху в воспоминание своего избавления от рабства дьяволу и греху. Пасха прообразовательная состояла в употреблении плоти пасхального агнца: наша Пасха состоит во вкушении агнца Божия — Его Пречистого тела и крови. Не сокрушая костей — ели древле прообразовательного пасхального агнца (Исх. 12, 10); и у агнца Божия — Христа не пребиша голеней (Ин. 19, 33–36). Избавленные от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, потомки Авраама шли через пустыню в обетованную землю, кипящую медом и млеком: христиане — духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценной кровью Христа, должны тещи через пустыню мира этого к вечному небесному наследию.

Древность и время празднования Пасхи.

Праздник Воскресения Христова или Пасхи есть древнейший из всех христианских праздников. Он начался с самого времени Воскресения Христова. Его торжествовали св. апостолы и заповедали праздновать всем верующим. Св. ап. Павел, побуждая первых христиан к достойному празднованию Пасхи Христовой, говорит: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос, Темже да празднуем не в квасе ветпсе, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. 5, 8).[605] В постановлениях Апостольских говорится:«Великую неделю св. Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего».[606] Кроме того об апостольском происхождении праздника Пасхи свидетельствуют св. отцы Церкви. Так, Игнатий Богоносец, чтимый в лике 70 апостолов, в своем послании к Филиппийцам упоминает о празднике св. Пасхи, как о всеобщем в его время христианском торжестве. Бл. Августин говорит:«что не писано, а передано, и что храним мы, и что, впрочем, соблюдается во всем мире, то предано или от самых апостолов или от Соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, напр., о ежегодном воспоминании страданий, Воскресения, вознесения Господня и сошествия Св. Духа».[607]

Апостолами указано даже самое время празднования Пасхи христианской, именно после весеннего равноденствия — не с иудеями.[608] Согласно с этим правилом предписывается праздновать Пасху в постановлениях Апостольских.[609] Итак, Церкви в Азии, Понте, Греции, Риме, Италии, Африке, Ливии, Египте, Испании, Галлии, Британии, непрерывно и свято соблюдая предания апостольские, издревле праздновали Пасху Христову не с иудеями, которые распяли Иисуса Христа и которых Пасха по течению самих событий предваряет христианскую, но после весеннего равноденствия и полнолуния, — и после Пасхи иудейской, в первый воскресный день. Этому правилу не следовали некоторые христиане Сирии, Месопотамии и Киликии, обращенные из малоазийских иудеев, которые, по своим преданиям, совершали праздник христианской Пасхи по обычаю ветхозаветному, в одно время с Пасхою иудейскою, в 14 число первого после весеннего равноденствия месяца, в какой бы день недели это число ни случилось. В этот день разрешали и пост.[610] Видеть такое разногласие в праздновании Пасхи между христианами, из которых одни еще держат пост, а другие веселятся, — было соблазнительно. По этому поводу пастыри Церкви имели между собой сношения и совещания. Св. Поликарп, епископ смирнский, живший в конце 1 и в начале 2 века, сам лично был в Риме для совещания с папою Аникитой о водворении между христианами единовременного празднования Пасхи. Для водворения этого единства во многих местах были также держаны Соборы.[611]

Частные предания христиан о времени празднования Пасхи согласил первый Вселенский Собор, постановив праздновать Пасху всем христианам в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого весеннего, или мартовского, полнолуния. Если же полнолуние случится в пятницу, или в субботу, или в воскресный день, то праздновать Пасху в следующий воскресный день, дабы Пасха христианская всегда была после иудейской, ибо Христос воскрес после оной. Так, равноапостольный Константин, заботясь о мире и единении Церкви Божией, с радостью писал по окончании Никейского Собора пастырям Церкви, не бывшим на нем, о Соборном постановлении праздновать Пасху всем христианам в один известный воскресный день.«После рассуждения о святейшем празднике Пасхи общим решением всех найдено справедливым, чтобы все и везде праздновали ее в один день. Ибо что может быть превосходнее и величественнее, как этот праздник, в который подана нам надежда бессмертия, сохранять всем совершенно одинаково! Напротив, найдено недостойным торжествовать святейший праздник по уставам и обычаям иудеев (которые осквернили руки свои тяжким злодеянием). У нас ничего не должно быть общего с иудеями: мы стоим на ином пути, который указан нам Спасителем. Для нашей святейшей веры предлежит поприще и законное, и благоприличное; итак, твердо и единодушно держась на этом поприще, почтеннейшие братия, уклонимся от подражания иудеям. Спаситель наш предал нам один праздничный день нашего искупления чрез Свое Воскресение и хочет, чтобы была одна Кафолическая Церковь. Члены ее хотя принадлежат многим и разным местам, но одушевляются одним духом, волею и содействием Божиим. Итак, благоразумие вашей святости тщательно да обсудит, сколь важно и сколь непристойно одним в одни и те же дни поститься, а другим торжествовать: и после дней Пасхи одним праздновать и веселиться, а другим соблюдать установленные посты. Таким образом, я думаю, как и все вы видите, что божественному промыслу угодно, чтобы празднование Пасхи установлено было также по одному правилу. Поступая же так, чтобы у нас не было ничего общего с обыкновением убийц Спасителя, мы должны хранить вместе и тот прекраснейший обычай, который соблюдают все Церкви, пребывающие и в странах Запада, и Полудня, и Севера, и в некоторых местах, принадлежащих Востоку: значит поступать так все считают правильнее.

Такого постановления, значит, требует справедливость. Кратко скажу, общему изволению всех угодно было, чтобы святейший праздник Пасхи празднуем был всеми в один день. Итак, охотно примите определение Собора как дар Божий и повеление, свыше посланное. Ибо что поставляется св. Соборами епископов, то должно приписать изволению Божию».[612]

Согласно определению первого Вселенского Собора о праздновании Пасхи, Собор Антиохийский в 341 году первым своим правилом объявил всех дерзающих нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, о святом празднике спасительной Пасхи отлученными от общения и отверженными от Церкви.«И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особится и со иудеями совершати Пасху: такого св. Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, яко соделавшагося не только виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священного служения, но и всех дерзающих быть в общении с ними».

Примечание. После того все те, которые вопреки определению Соборов праздновали Пасху вместе с иудеями, отлучаемы были Церковью. Таковы были четыренадесятники, или по–гречески тессарескедекатиты, Новатиане или фотиниане,[613] также тетрадиты, или протопасхиты,[614] субботники,[615] монтанисты[616] и проч.

Для определения ежегодного дня Пасхи принят был Церковью Вселенской александрийский пасхальный лунный круг, придуманный в Александрии, состоящий из 19 лет и до сих пор употребляемый Церковью. По прошествии 19 лет этого круга луны, новолуния и полнолуния возвращаются на те же самые числа месяцев, в которые они приходились за 10 лет. Церкви карфагенской вменено было предвозвещать всем о дне Пасхи через приписание под определениями Собора.[617] По силе Соборных определений, александрийский пасхальный круг введен был в употребление повсюду в христианской Церкви на Востоке и Западе.[618] Но в 1582 году папа Григорий 13 для Запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда ранее восточной целым лунным месяцем и более, так что иногда иудейская пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть. Это происходит от того, что пасхальное новолуние по григорианскому исчислению бывает 6–го и 7–го марта нового стиля, т. е. 22–го и 23–го февраля старого.[619] В Православной Кафолической Церкви праздник Пасхи совершается всегда согласно с постановлениями Соборов. Главные условия для празднования Пасхи в Прав. Церкви следующие:«первое — подобает во равнодении весны Пасху совершати; второе — не в кий день жидовския; третье — не просто или абие по равнодении, но в первый по равнодении, в полноту луны; четвертое — по полноте луны абие неделя первая».[620] Если полнолуние мартовское случится прежде 1 апреля (19 марта) — позднего предела иудейской Пасхи, то Пасха наша празднуется в первое воскресенье после апрельского полнолуния. Как опресночные дни иудеев оканчиваются 3 апреля (21 марта), то Пасха наша не бывает ранее 25 (12) марта. Самое раннее полнолуние весеннее совпадает с 4 апреля (22 марта), а самое позднее с 2 мая (19 апреля). Но как это последнее число иногда приходится в понедельник, а по положению Никейского Собора, Пасху должно праздновать в первое за тем воскресенье, то прилагая к 19 числу шесть дней седмицы, получим для самого позднего празднования Пасхи 8 мая (25 апреля). Посему Пасха празднуется от 4 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля), и всех 35 дней, в которые она бывает. Эти дни в пасхалии нашей означаются 35 буквами славянской азбуки и называются ключевыми nacxальными буквами. Способ узнавать день св. Пасхи и все подвижные праздники, зависящее от времени ее, называется церковной пасхалией. Порядок дней марта и апреля, в которые попеременно празднуется Пасха, называется пасхальными кругом. Бывая в продолжение 532 лет ежегодно в разные дни марта и апреля, Пасха, по прошествии этого времени, возвращается опять на прежний путь; потому что по совершении 532 лет круг солнечный, содержащий в себе 28 лет, и лунный, заключающий 19 лет, опять начинают течение свое вместе. Продолжение 532 лет в пасхалии называется великим индиктионом.

Величие и торжественность праздника Пасхи.

Праздник Пасхи есть высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников; праздников праздник и торжество торжеств. Великая радость Воскресения Христова, или Пасхи, предызображена была прообразовательной Пасхой ветхозаветной. Для празднования ее, как важнейшего события установлен был и новый священный год, и месяц пасхальный началом месяцев. И будет вам день сей в память; и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно вечно празднуйте его (Исх. 12, 1–28). И возвеселится пред Господом Богом твоим ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, раба твоя, и Левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас. И помянеши, яко раб был ecu ты в земли египетстей (Втор. 16, 11–12).

Новозаветная Пасха, как время славы и торжества, предсказана была пророками (Пс. 15, 10; Ос. 6, 3. 13, 14) и самим Спасителем (Мк. 9, 9), и великой радостью для верующих сопровождались все явления им воскресшего Господа. Вы печалъ имате ныне, говорил Иисус Христос апостолам пред Своими страданиями и смертью: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас (Ин. 16, 22). Жены мироносицы, услышав от Ангела о Воскресении Господа, с радостиею велиею текли возвестить об этом апостолам. И се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся (Мф. 28, 8–9). Равно возрадовашася и ученицы, видевше Господа воскресшего (Ин. 20, 20). И как не исполняться верующим в Него высокой радостью при мысли о воскресении Христовом, которым Спаситель во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1, 4) и запечатлел искупление рода человеческого (Рим. 4, 25), утвердив нашу веру и положив основание нашему блаженному воскресению! Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1 Кор. 15, 14), говорит ап. Павел; и он же в другом месте глаголет: воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом его в вас (Рим. 8, 11).

Отцы и писатели Церкви в своих писаниях прославляют также праздник св. Пасхи в высоких выражениях. Они называют его величайшим из дней,[621] праздником священнейшим, в который дарована нам надежда бессмертия,[622] светлейшим и радостнейшим, в который восстановлено человечество в первобытное совершенство и предызображено вечное блаженство искупленных — во свете и славе Божественной. Св. Григорий Богослов в день Пасхи беседовал некогда:«Ныне спасение миру, — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! и еще скажу в честь Троицы: Пасха! она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».[623] Св. Амвросий медиоланский в день Пасхи проповедовал:«Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзто Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверзтое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу».[624] Св. Григорий Нисский в слове своем на св. Пасху говорит:«Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпади от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приближались к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после этого нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся, яко овни и холми, яко агниы овчии (Пс. 113, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных». Св. Иоанн Златоуст, начиная слово свое на Св. Пасху, говорит:«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель дьявола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю, лице смерти? даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертию, но упокоением и сном».[625] Св. Епифаний кипрский говорит:[626]«Праздник Пасхи торжественнее всех праздников; он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Этот‑то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих сказаниях и священных песнопениях называет Пасху Великой, двери райские нам отверзающей, неделей Святой, Светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый; Христос бо воста, веселие вечное.