Предначинательный псалом 103–й, Слава, и ныне,

«Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.

Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).

Слава и ныне.

Богородичен или стихира праздника.

Свете тихий: (читается, но не поется),

Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 1/2 раз, поется только 2 1/2 раза.

«Сподоби, Господи…»

Стихиры на стиховне.

Слава и ныне.

Богородичен или стихира праздника.

Ныне отпущаеши.

Трисвятое по «Отче наш».

Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника.

Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.

Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»

Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст.

Многолетие.

1. Начало всенощного бдения. Вечерня.

Пение Предначинательнаго псалма

Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное бдение с особой торжественностью, какой не бывает при начале всякого другого вечернего богослужения. Иерей возлагает на себя епитрахиль и фелонь (на приходе, если в монастыре иеромонах возлагает только епитрахиль) и прием кадильницу и став пред святою трапезою, влагает фимиам в кадильницу и глаголет молитву кадила: «Кадило Тебе приносим…» (эта молитва всегда читается при благословении кадила) тайно. Царские врата отверзаются, священник и диакон безмолвно совершают каждение всего алтаря, причем все светильники в храме возжигаются (лампады и свечи, но не люстры), после чего диакон, выйдя отверстыми царскими вратами, со свечей в руках, на амвон велегласно возглашает: «Восстаните!» и затем: «Господи, благослови!» (когда присутствует Архиерей, то: «Владыко, благослови!»). Священник, стоя перед престолом и начертывая крест кадилом, начинает богослужение прославлением Святой Троицы: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков!» Лик отвечает: «Аминь», что значит: «истинно так! да будет!» После сего священник с диаконом четырехкратно (вместо обычного трехкратного) призывают верующих придти поклониться Христу, Цареви нашему Богу, и исходят из алтаря, совершая каждение всего храма. Как бы в ответ на прославление священником Св. Троицы и призыв поклониться Христу, лик поет особым торжественно–протяжным напевом так называемый «предначинательный» псалом 103–й, в котором изображается премудрость Божия и величие Бога, как Творца мира. Поется он (на практике теперь поют только избранные стихи, но по уставу положено петь полностью весь псалом) с особыми припевами, как напр., «Благословен еси, Господи!» и «Дивна дела Твоя, Господи!» «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»