ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(Иак. 5, 14-16).

Это Таинство имеет свое учреждение в исцелениях, совершенных Господом Иисусом Христом, когда Он Сам исцелял болящих и посылал учеников Своих исцелять больных и изгонять бесов, давал им власть отпускать грехи. В разных местах Евангелия мы имеем благословение Господа облегчать страдания людей, спасать их от болезней духовных и телесных. В Евангелии от Марка рассказывается, что апостолы, посланные Спасителем,

«пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом, и исцеляли»

(Мк. 6, 12-13). Пятидесятницы еще не было, но некоторая форма этого Таинства подготавливалась таким же образом, как подготавливалось христианское крещение, когда апостолы крестили до Вознесения Господня крещением Иоанновым.

Чинопоследование Таинства Елеосвящения находится в Требнике под названием: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому». Оно называется иногда соборованием потому, что должно совершаться собором священников, а не одним священником. И дальше дается такое предисловие:

«Поставляется столец, на немже блюдо с пшеницею, и верху пшеницы кандило праздное, окрест же пшеница, водружают во пшеницу седмь стручец, обвитых бумагою к помазанию, и святое Евангелие, и даются священникам всем свещы. Ставше же окрест стола, облечени вси в фелони: вземлет первый священник кадильницу с фимиамом, и кадит окрест стола елей на нем сущий, и всю церковь, или дом, и люди: и, став пред столом, зря к востоком, начинает глаголя: Благословен Бог наш...».

Далее следует обычное начало, затем читается 142-й псалом, малая ектения и пение «Аллилуйя» со стихами «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь», и поются покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Затем следует 50-й псалом и канон покаянный «Моря чермную пучину», в котором испрашивается исцеление болящим, страждущим и прощение их грехов. После пения канона, эксапостилария, поются стихиры. Затем опять обычное начало и тропарь о болящих

«Скорый в заступлении Един Сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов и горьких болезней, воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче».

И, наконец, мирная ектения, в которой уже имеются особые прошения: «О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа…, о рабе Божии (имя рек), и о еже в Бозе посещении его, и еже прийти на него благодати Святаго Духа…, о еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды...».

После этого старший священник наливает в кандило (лампаду) елей и вино (если нет вина, то можно добавить воду) и читает молитву на освящение этого елея с вином: