THE LIFE AND TEACHINGS OF THE ELDERS THE PATH TO A PERFECT LIFE

Когда после богослужения ты идешь в трапезную, произноси псалом: Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века (Пс. 144. 1). Если ты не можешь произнести псалом наизусть, произноси Иисусову молитву. За столом сиди молча и слушай то, что читают. С другими братиями не разговаривай, не смейся, не спорь. До благословения игумена не начинай есть. Думай при вкушении пищи, что она дана Богом. Ешь и пей умеренно. Не обращай внимания на блюда и ешь один раз в день, за исключением суббот и воскресений и особых праздничных дней. Ничего из пищи не бери в свою келью.

Зимою, когда дни коротки, не спи после еды; летом, когда дни длинные, можешь отдохнуть один или два часа. Сиди в своей келье не без дела. Читай Священное Писание или исполняй работу, по благословению старца, молча и с молитвою. Если ты заболеешь, не спеши ложиться, но говори молитвы Матери Божией (с тремя метаниями), твори Иисусову молитву и другие молитвы. Направь свой разум от всех земных помышлений к Богу, вспомни Страшный суд и ад и тогда ложись в постель. Не обнажай своего тела, чтобы тебе не было стыдно перед твоим Ангелом Хранителем. Упражняйся в Иисусовой молитве, пока не заснешь. Когда во сне будешь переворачиваться на другой бок, осени себя крестным знамением два раза и прочти Иисусову молитву. Если тебя постигнет бессонница, лежи спокойно, обращая разум и сердце к Богу, и произноси Иисусову молитву… Часто во сне случаются злые истории, в особенности с теми монахами, которые не исповедуют своих искушений старцу.

Если захочешь посетить брата в «то крльс, встань пгред его окошечком и произнеси Иисусову молитну. И если не услышишь «Амипп», то произнеси ее еще ран громче, и если опять не услышишь и отиет «Аминь», то произнеси

393

ее и третий рам еще громче и постучи спопми пальцами тихонько ы окошко. Если опят!) нс услышишь «Аминь», уйди, чтобы не искушать брата споего. Брат, находящийся н келье, должен после нерпой или нторой молитны проич нести «Лминь» и открыть окошечко, просунуть слегка голону и спрос ить «Для чего ты пришел, господин?» Входя, произнеси молитву входа, склонись,

8 перед старшим братом пади ниц, испроси его благословения и лишь тогда изложи то, что хотел. В других случаях, когда ты покидаешь келью, опять склонись и испроси благословения хозяина кельи: «Господин, помяни меня, грешного, в твоих святых молитвах Богу нашему, Господу Иисусу Христу и Пречистой Божией Матери». А он ответит: «Бог, Который любит псех людей, научая и воспитывая их по Своей воле, да помянет тебя и меня в той степени, в какой считает полезным. Аминь».

Старец Нил Сорский

Только что изложенный документ регулирует внешнее поведение монаха, и притом в монастыре; между тем у Нила Сорского мы находим совершенно новые взгляды и особенный образ жизни, прокладывающий новые пути дрен нерусскому аскетизму. Тогда в церковной жизни существовали две возмож ности: или следовать застывшим формам византийской церковности, или нч духа древней Восточной Церкви почерпнуть свежие силы. Нил Сорский — главный представитель второго направления.

Преподобный Нил происходил из благородной семьи, родился он в 1433 г в окрестностях Москвы. Его аскетическая жизнь началась в девственных лесах близ Белого озера в Кирилло–Белозерском монастыре, основанном Кириллом Белозерским (f 1427), монахом из обители прп. Сергия Радо нежского. Нил принял монашеский постриг и делил свое время между молитвой, постом и монастырскими работами, которые, по свидетельстну современников, были весьма тяжелыми. Но здесь его богато одаренная и мне тически настроенная душа не могла найти удовлетворения. Поэтому он пред–принял паломничество на Афон, надеясь обрести там новые возможности С ним отправился его сподвижник, именем Иннокентий.

Нил посетил многие монастыри на Святой горе, был в кельях и пещерах старцев–святогорцев. Под их руководством он получил необходимые пред. ставления о существе аскетической жизни, о том, что такое (лрд^гд) и (вещна), об умной молитве, о хранении сердца и о трезвении ума. Он изучил все Гюгат ство аскетических преданий, «перелетая, подобно пчеле, в цветущем саду с одного цветка на другой для того, чтобы оживить свою зачерствевшую душу и приготовить ее ко спасению». Здесь он расширил и углубил свои аскетические познания. Именно здесь он в первый раз пережил красоту погружении

9 13ога, духовную радость «райской трапезы», которою награждаются Ьи–Жней благодатью подвижники отречения.

Нил черпал свои познания преимущественно из творений великих хрж ш анских отцов: св. Антония Великого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Макария Египетского, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, авны Доро фея, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Нила Синайского,

394

Григория Синаита и других. Это были отцы, которые старались поставить монастырский аскетизм на мистический фундамент. I Ьэтому неудивительно, что в писаниях самого Нила мы часто встречаем ссылки на Григория Синаита. Тогда на Афоне воспоминания о Григории Синаите были еще очень свежи, и почти каждый старец, которого Нил посещал, был верным хранителем аскетически–мистических взглядов Григория. Рука и воля этого великого учителя еще чувствовались повсюду.