Orthodoxy and modernity. Digital Library

В наше время церковь редко применяет такое строгое правило, конечно, не потому, что грех этот перестал быть тяжким грехом. Но, используя к такой грешнице другие наказания для искупления и прощения ее греха, священник в каждом отдельном случае назначает и благословляет ей особое наказание - епитимию.

Это может быть и отлучение от святого Причастия на три месяца, на год, на два. Это и земные поклоны, это и строгий пост, это и покаянные молитвы со слезами сокрушения о грехе, это и просто деятельная помощь всем рожденным младенцам-сиротам, больным и несчастным.

Все эти способы врачевства, которые налагает духовник во время Таинства Исповеди на женщину, облегчают ее душу от тяжести греха и при условии полного исполнения ею срока наказания - епитимий - она, по милости Божией, получает прощение и разрешение от смертного греха детоубийства.

В противном случае нераскаянный грех детоубийства лишает супругов благодати Божией, и за убийство нерожденного младенца они будут нести ответ перед Богом.

Поэтому не надо удивляться, если после прерывания беременности началась тяжелая болезнь, вдруг распалась семья или произошло другое несчастье. Это следствие детоубийства. Ибо благополучие семейной жизни не может быть построено на невинной крови, даже если брак был благословлен в Таинстве венчания.

Долг женщины-христианки: всегда помнить об этом и при случае дать добрый совет и остановить от совершения смертного греха свою дочь, подругу и других соучастников в детоубийстве - мужа, родственника, врача-гинеколога.

Святые иконы в вашем доме

Благоговейное отношение к жизни человека, к его личности, как к творению и образу Божию, должно быть присуще православному христианину.

Подобное почтительное отношение христиан должно проявляться к любой святыне, и тем более к святому образу - иконе. Если святая икона есть в доме или квартире, то там уже не может находиться даже любимая собака - она не чистое животное. Курение сигарет также выражает непочтение к святому образу и греховное пренебрежение к здоровью родных и близких. Конечно, можно и нужно любить всех животных, постыдно и грешно христианину бить и истязать их и с ненавистью относиться к животным, но не менее грешно также излишнее пристрастие к ним. Иные в своей любви к кошке или собаке доходят до крайности: безмерно холят, нежат и целуют ее, и в то же время ненавидят своих ближних. Для таких собака становится дороже родной матери, старой и больной; они рыдают и скорбят о потере или смерти животного, забывая поскорбить и поплакать о своих явных грехах.

Как хоронить, поминать и молиться за усопшего

Нередко встает и еще один довольно сложный вопрос в нашей жизни. Когда умирает родной или близкий нам человек, многие, даже верующие, находятся в полном неведении, как надо хоронить по церковному обычаю и как поминать и молиться за усопшего. По древнему обычаю гроб с телом покойного привозят в храм. Там после поминовения новопреставленного на Литургии совершается молитвенный обряд отпевания, во время которого священник читает разрешительную молитву и влагает ее в руки усопшему как знак прощения грехов, о чем церковь молитвенно просит Бога, и по прощании с ним родных предает тело земле - "яко земля еси и в землю отыдиши". Сразу же после смерти принято заказывать в церкви Сорокоуст - особое усиленное поминовение новопреставленного в течение сорока дней.

По традиции после погребения собирается поминальный стол. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать за этим столом усопшего вином и водкой и с обильной закуской. То же самое повторяется и в 9-й и в 40-й день. Нужно ли говорить, сколь это грешно и постыдно со стороны христиан - совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего суда, и она жаждет в это время особенно усердной молитвы к Богу.