История Поместных Православных церквей

Епархии разделяются на окружные благочиния (протопресвитераты или архидеканаты) во главе с окружным благочинным (протопресвитером или архидеканом), на благочиния и церковные приходы. Высшим органом управления приходом служит Приходское Собрание [668], исполнительным — Приходской Совет [669]. «Духовное управление церковным приходом и заботу о религиозно–нравственном воспитании верующих в своем приходе осуществляет настоятель прихода» [670]. При каждой епархии и приходе имеется ревизор.

Согласно Уставу Церкви «должностные лица Церкви и церковные служащие на руководящих местах» при вступлении в должность обязаны были приносить в письменном виде следующую присягу: «Присягаю своей честью и совестью, что буду верен Чехословацкой Республике и ее народно–демократическому устройству и что не предприму ничего, что было бы против ее интересов, безопасности и целости. Я буду как гражданин народно–демократического государства исполнять добросовестно обязанности, которые вытекают из моего положения и буду стараться по мере своих сил поддерживать созидательное усилие, направленное на благо народа. Присягаю, что буду строго соблюдать должностную тайну в церковных делах, всюду и всегда отстаивать интересы Православной Церкви в Чехословакии и соблюдать ее Устав» [671].

12. Экуменическая и миротворческая деятельность

Чехо–Словацкая Православная Церковь принимает деятельное участие в совместной работе Автокефальных Православных Церквей по разрешению вопросов поместного и общеправославного значения. Представители ее трудились и трудятся на Всеправославных Родосских Совещаниях (1961, 1963 и 1964), Предсоборных Совещаниях (1976…) и других общеправославных форумах.

Чехо–Словацкая Православная Церковь активно участвует в экуменическом движении. Как член Всемирного Совета Церквей (с февраля 1966 г.), Экуменического Совета Церквей Чехословакии (основан в 1954г.; в него входят, кроме Православной Церкви, Старокатолическая и еще шесть различных протестантских Церквей) и Конференции Европейских Церквей (действует с 1959 г.), она сотрудничает со всеми Церквами и религиозными обществами в духе взаимопонимания и братской любви.

Следуя священному долгу проповеди Евангелия Царствия Божия, Евангелия любви и мира, Церковь вселяет мир Христа Спасителя в души своей паствы, борется за то, чтобы усилия людей доброй воли, направляемые к сохранению и утверждению мира на земле, увенчались успехом.

В деяниях Всемирной конференции: «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами», проходившей в июне 1977 г. в Москве, участвовал Предстоятель Чехо–Словацкой Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехо–Словакии Дорофей.

13. Связи между Чехо–Словацкой и Русской Православными Церквами

Традиционны тесные братские связи Чехо–Словацкой Православной Церкви и Русской Православной Церкви. Уже в июле 1948 г. делегация Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии во главе с Экзархом архиепископом Елевферием участвовала в торжествах, посвященных 500–летию автокефалии Русской Православной Церкви, и в работе Совещания Глав и Представителей Поместных Православных Церквей в Москве.

В 1951 г., после образования в пределах Экзархата четырех епархий, Священный Синод и Экзарший Совет Православной Церкви в Чехословакии обратились к Русской Православной Церкви с просьбой о даровании автокефалии. Московский Патриархат с любовью отозвался на эту просьбу и в ноябре 1951 г. предоставил Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Главой новой Поместной Церкви был избран бывший Экзарх Митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий. В 1952 г. Блаженнейший Митрополит Елевферий посетил Московский Патриархат, а в июле 1954 г. участвовал в торжествах в Троице–Сергиевой Лавре по случаю ее 600–летия.

В конце 1954 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай совершил поездку в Чехословакию на празднование трехлетия автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и для получения на Прешовеком Православном Богословском факультете знаков доктора богословия «гонорис кауза». Согласно Уставу факультета, новый доктор прочитал докторскую лекцию на избранную им самим тему: «Ветхозаветное и новозаветное учение о пастырстве». В зале Пряшевской епископской резиденции в присутствии епископата, духовенства Пряшевской и Михайловской епархий, студентов Православного Богословского факультета митрополит Николай прочитал доклад на тему: «Черты русского благочестия и каким должен быть православный пастырь в наше время».

Избранный в мае 1956 г. на Втором Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви, на котором присутствовали и делегаты нашей Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, новый глава Блаженнейший Митрополит Иоанн в том же году посетил Русскую Православную Церковь и принимал участие в торжествах, происходивших 18 июля (н. ст.) в Троице–Сергиевой Лавре по случаю праздника обретения честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).

Весной 1958 г. в юбилейных московских торжествах по случаю 40–летия восстановления патриаршества в России участвовали представители Православной Чехословацкой Церкви во главе с Митрополитом Пражским и всея Чехословакии Иоанном.

В ноябре 1958 г. на заседаниях Третьего Поместного Собора Православной Чехословацкой Церкви в Прешове в качестве делегата от Русской Православной Церкви присутствовал митрополит Минский и Белорусский Питирим.