История Поместных Православных церквей

«Здесь во ожидании пришествия Христова погребено тело по прозванию Шелихова, по деяниям бесценного, по промыслу гражданина, по замыслам мужа почтенного, разума обширного и твердого, ибо в царствование Екатерины Вторыя, императрицы и самодержицы Всероссийской, государыни славной и великой, расширившей свою империю победами врагов ея на западе и на полудне, он отважными своими морскими путешествиями на востоке нашел, покорил и присовокупил державе ея не только острова: Кыктак, Афогнак и многие другие, но и самую матерую землю Америки, простираясь к северо–востоку; завел в них домостроительство, кораблестроение и хлебопашество и, испроси архимандрита с братиею и клиросом, провозгласил в грубом народе, неслыханным невежеством попранном, неведомое там имя Божие, и во Святыя Живоначальныя Троицы насадил православную христианскую веру в лето 1794.

Христе Спасителю! Причти его к лику благовестников, возжегших на земле свет Твой пред человеки.

Гаврила Державин»

С южной стороны памятника:

«Как царства падали к стопам Екатерины, Росс Шелихов без войск, без громоносных сил Притек в Америку чрез бурные пучины И нову область ей и Богу покорил. Не забывай, потомок, Что росс, твой предок, И на востоке громок».

С западной стороны:

«Поставила сие надгробие в память почтенному и добродетельному супругу горестная вдова, с пролитием горячих слез и с сокрушенным воздыханием ко Господу».

По представлению Шелихова и близкого к нему человека, тоже купца, жителя г. Иркутска, Ивана Аарионовича Голикова, Святейший Синод назначил в 1793г. в Аляску первую православную миссию, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно «Наставлению», полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главная цель миссии заключалась в распространении света Христова среди местного американского населения, в создании Православной Церкви на чужбине.

В инструкции отмечалась высота предстоящего служения миссионеров; указывалось на необходимость быть всегда готовыми внушать путь истины туземному населению и никогда не уклоняться от возложенного на них ответственного послушания; при научении туземцев истинам православной веры быть терпеливыми, снисходи тельными и кроткими, соблюдая строгую постепенность в переходе от усвоения новообращенными одной истины к другой; среди новообращенных творить справедливый суд; оказывать помощь им в удовлетворении их материальных нужд; перед лицом, не знающим Закона Божьего, самим быть примером доброделания, соблюдать полное бескорыстие.

К месту своего назначения—на о. Кадьяк—миссия прибыла в сентябре 1794 г., спустя девять месяцев после отбытия из Петербурга. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками, обоготворявшими силы природы. Вывести их, сидевших «во тме и сени смертней» (Пс. 106,10), к свету Христовой спасительной истины и предстояло прибывшим православным русским миссионерам.

Валаамские иноки с истинно апостольской ревностью несли возложенное на них Святой Русской Православной Церковью послушание. Один из них—иеромонах Ювеналий—в 1795 г. запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — старец Герман — в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне почитается православными христианами Аляски и Америки, как и России, как святой подвижник и великий заступник перед Богом. Самоотверженные труды валаамских монахов среди алеутов, кадьякцев и других местных народов дали добрые плоды. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. «Американцы, — свидетельствует в одном из своих писем старец Герман, — к крещению идут весьма охотно; крестилось без мала тысяч семь, а на Уналашке, во время проезда сквозь Алеутские острова, неволею в одну бухту противным ветром нас загнанных, алеуты своей ловкостью и желанием крещения весьма нас удивили» [675]. Следует сказать, что валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.

Вскоре встал вопрос о необходимости миссии иметь на месте своего епископа, что должно было расширить ее возможности и придать ей больший авторитет. В связи с этим в мае 1796 г. Голиков, компаньон Шелихова, обратился к Петербургскому митрополиту Гавриилу с особым ходатайством. Святейший Синод рассмотрел это ходатайство и, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил быть в Америке особому архиерею с титулом Кадьякского, викария Иркутской епархии. Естественно, что таковым был избран архимандрит Иоасаф, уже зарекомендовавший себя в должности начальника миссии ревностью в насаждении и утверждении Православия в Америке. 10 апреля 1799 г. в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не пришлось. Корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякекий и его спутники, разбился недалеко от американских берегов. Все пассажиры погибли в волнах океана.

Трагические события несколько ослабили дух миссионеров, и деятельность их на время затихла. К совершенному прекращению деятельности миссии повели неблагоприятно сложившиеся отношения между миссионерами и администрацией Российско–Американской промысловой компании. Возглавлял компанию А. Баранов, человек энергичный и настойчивый, но предельно гордый. Конфликт настолько обострился, что Святейший Синод вынужден был в 1811 г. закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии.

В 1824 г. на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий) (1879), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки» [676]. Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги, изучил нравы своей паствы. Он несколько раз посетил материк Америки, где совершил немало крещений. На о. Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. После 16–летнего его труда в 1840 г. была восстановлена епископская кафедра в Америке уже на острове Ситхе в г. Новоархангельске (административный центр русских владений, основан в 1804 г.), и отец Иннокентий был посвящен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Известный русский исследователь Северо–Западной Америки того времени Лаврентий Алексеевич Загоскин (1807—1890) отзывается о Преосвященном Иннокентии с большой любовью. Называя его мудрым, неутомимым вертоградарем и отмечая его апостольские труды, Загоскин одновременно говорит о широте интересов и познаний миссионера. В своем дневнике он пишет: «При заводке хронометра лопнула цепочка. На переходе нашем из Новоархангельска та же беда случилась с судовым, и повреждение было исправлено Преосвященным Иннокентием, оставившим память священнического своего служения в Ситхе постройкою часов в куполе тамошней церкви» [677].